Дистанционные технологии. Другое обучение

Образование - Дистанционное образование

дистанционные технологии. другое обучение

Кризис, скорее всего, «достанет» индустрию бизнес-образования. Но пройдет по касательной, а последствия станут заметны не ранее чем через полгода. Минимизировать риски возможно, например, при более активном использовании дистанционных технологий. Но готовы ли наши люди к этому?

Недововлеченность

Дистант - один из самых сложных сегментов образования, да и, пожалуй, интернет-коммерции в целом. Казалось бы, для успеха надо совсем немного: мощный сервер, удобный сайт и тысячи платных аккаунтов гарантированы. На деле ДО не только не приносит сверхдоходов, но и не конкурентоспособно по отношению к привычному очному формату. Пророча дистанту великое будущее, руководители порталов жалуются на неустойчивость аудитории и медленный рост клиентской базы. Удивительно, но самый доступный и дешевый способ получать знания является одновременно и самым непопулярным.

Недооцененность российского рынка колоссальна — в Америке число дистанционных слушателей превышает 5 млн человек и продолжает увеличиваться. «В России согласно данным Фонда «Общественное мнение» на дистанционных программах пока обучаются около 100 тыс. человек, - утверждает Екатерина Ядова, руководитель управления исследований и планирования Moscow Business School. - По результатам исследования, проведенного нашей школой в 2008 году, темпы роста рынка составляют 20-25%». Эксперты предполагают, что денежный объем рынкадистанционного бизнес-образования в следующем году вырастет до 1,7 млрд рублей, но преимущественно за счет увеличения стоимости курсов.

Причин такого положения вещей, собственно, две. Первая — студенты больше доверяют традиционным методам обучения. Вторая связана с первой: учебные центры не способны максимально эффективно использовать сетевые возможности. Слабость e-learning и в отсутствии границ. Целевая аудитория программ удаленного обучения — люди старше 25 лет. Привыкнув к карательной академической системе обучения, многие не в состоянии самостоятельно выстраивать свой график, двигаясь к цели планомерно и ритмично.

У e-learning не очень хорошая репутация, абитуриенты нередко отказываются от него в пользу более дорогого, но проверенной очной формы. «Когда люди слышат «дистанционная программа», то считают, что речь идет только об обучении по интернету», - комментирует Владимир Туманов, директор программ МВА МИМ ЛИНК.

Е 2.0

Шлейф негатива по отношению к дистанту родом из «мыльного интернет-пузыря» 90-х, когда считалось, что компьютерные технологии самодостаточны как коммерческий продукт. «Доткомовская» идеология тех лет строилась на предположении, что пользователи сети — это потребители с одной ярко выраженной потребностью, за удовлетворение которой они готовы всегда платить. Разумеется, при условии, что сокращается время доставки «товара». Второй веб показал ограниченность этих предпосылок и противопоставил «интернет-супермакетам» новые идеи: коммьюнити, интерактив, коллективную генерацию контента. Однако образовательные сообщества не в состоянии конкурировать с социальными (теми же «Одноклассниками»), и поэтому поддаются монетизации намного хуже. Как результат e-learning во многом продолжает оставаться на платформе первого веба.

Впрочем, выход всегда можно найти, например, в интеграции дистанта с очным обучением. Более того, без мультимедийной поддержки сегодня не мыслится ни одна качественная программа, а чистые формы остались далеко в прошлом. «Мы предлагаем очно-заочное обучение, в формате онлайн предлагаются отдельные курсы, - утверждает Владимир Туманов. - Когда осознается преимущество такого подхода, клиенты не просто возвращаются, но и заключают долгосрочные договора».

Второй, довольно важный момент — инновационность е-программ, усиление в них игрового начала, принципиальный отказ от академизма. Если внимательно проанализировать структуру западных методик, то именно эти элементы и делают их более привлекательными по отношению к нашим. Отечественные порталы почти всегда сначала «выгружают» теорию, а практику применения знаний оставляют в качестве «домашнего задания». Иностранные, прежде всего британские и американские, максимально прагматичны и индуктивны, то есть выстроены по принципу: от частного к общему, от деталей к пониманию общей картины. Такой подход позволяет удерживать внимание слушателя длительный период и предлагать широкий спектр курсов: изучение иностранных языков (Wall Street Institute), МВА (GHP) и т.д.

В ожидании

Симбиоз очной и дистанционных форм, решение, пришедшее на смену унылым порталам-монстрам эпохи дотокомов — стабильная, но, скорее всего, переходная форма к e-learning нового поколения. «Относительно невысокие темпы развития ДО во многом связаны с медленным развитием широкополосного доступа в интернет, - утверждает Данил Динцис, руководитель направления систем ДО и сертификации УЦ «Специалист» при МГТУ им. Баумана. - Положение стало меняться буквально в последние 2-3 года». Коммуникационные каналы с большой пропускной способностью обеспечат богатство контента и развитие новых сервисов. Соответственно, мультимедийные программы будут совершенствоваться, появятся виртуальные учебные площадки, способные конкурировать с очными. И тогда маятник качнется в обратную сторону.

Так что же делать, если возникает вопрос — стоит ли учиться дистанционно? Прежде всего, не стоит руководствоваться стереотипами, а тем более, подсказками «знатоков» из ближнего круга. Дистант может быть как удачным решением проблемы дефицита учебного времени, так и бессмысленной его тратой. Оцените три параметра: логику подачи материала, объем интерактива и очных мероприятий, репутационный «вес» диплома. И только после этого принимайте взвешенное решение.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Учитесь за границей бесплатно

News image

Чтобы учиться за рубежом, необязательно выкладывать десятки тысяч долларов из своего кармана. Деньги на учебу можно по...

Учебная деятельность школьников

News image

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классиф...

Четвертое, чему учит школа

News image

авторитарность школы. Учитель – бог. Ученики ждут, когда учитель скажет им что нужно делать. Даже в Вооруженных Силах ...

Виды обучения:

Что такое продуктивное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Современный экономический словарь говорит, что «продуктивность – это величина, характеризующая объем получаемого полез...

Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики обучения

News image

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души;...

Виды учебной деятельности в парах

News image

Учебная работа в парах используется с давних пор. Однако в отличие от других форм учебного взаимодействия (например, г...

Авторизация