Минусы Модели-минус

Образование - Недостатки современной системы образования

минусы модели-минус

Трудно найти человека, который, посещая школу, хотя бы раз не услышал слова характеристика по своему или чужому адресу в конфликтном контексте. Не обсуждая пользы характеристик в традиционном понимании, затронем те стороны педагогической ситуации, которые позволяют развить идею характеристики до создания продуктивного проблемного пространства.

Вернемся к уже рассмотренной гипотезе - если ученик не смог приспособиться к условиям обучения, у него возникают трудности в учебе и как следствие - низкая успеваемость. Из опыта известно, что непродолжительного периода неудач достаточно для того, чтобы ребенка начали характеризовать как слабого, неспособного, отстающего ученика. Характеристика необязательно должна быть выдана в качестве документа. Существуют педконсилиумы и педсоветы, обсуждения в учительской и личные беседы для того, чтобы создалась модель конкретного неблагополучного ученика Х, которую разделяет большинство учителей. Впоследствии эта Модель-минус начинает служить ориентиром для планирования и осуществления педагогических действий в отношении конкретного ребенка.

Подразумеваемая польза Модели-минус - возможность загодя оснаститься для борьбы с грядущими трудностями, уготованными проблемным учеником. Не оспаривая позитивные моменты, на которых, вероятно, сфокусировано внимание сторонников такого подхода, обсудим его уязвимые аспекты.

Обладая бесспорной моделью, описывающей, кто же такой на самом деле ученик-неудачник Х, мы основываемся на фактах и свидетельствах, имеющих место в прошлом - он совершил то-то, поступил так-то, не явился туда-то и т.д. Как доказательство, что так оно и есть, приводится неопровержимый аргумент: и так было много раз . Здесь вступает в силу имеющее в образовательном контексте сомнительную пользу убеждение: Если он так вел себя в прошлом, то и в будущем он будет вести себя так же . Подобная стратегия лишает нас чувствительности к появляющимся позитивным изменениям, которые могут происходить с учеником Х.

Ребенок может даже волевым решением начать новую жизнь , но первые положительные результаты настолько малозаметны, что не могут его мотивировать продолжать начатое. Здесь самое место и время для поддержки со стороны учителя, которая станет источником ресурсов ученика, стремящегося стабилизировать позитивные изменения. В психологической науке существуют исследования, располагающие доказательствами, что начало любого дела требует мотивации значительно большей силы, чем продолжение этого дела. Попросту говоря, если человек дошел до середины пути, ему есть на что оглянуться и чем вдохновиться.

Рассуждая над этими идеями, Вам, как практику, будет легко припомнить случай, когда слабый ученик Х удивил вас своим ярким ответом. Сделать такой момент ключевым для начала изменений не под силу педагогам, руководствующимся Моделью-минус. Модель-минус предрасполагает воспринимать успехи ребенка как случайности, а неудачи - как подтвеждающие ожидания закономерности ( Я так и знал! ). Для этого феномена существует специальный термин самоподтвеждающееся пророчество .

В коммуникации мы получаем от других реакции на наше собственное поведение. Действия ученика-неудачника - это тоже реакция, фрагмент коммуникационной цепочки учитель=ученик , где учитель пользуется Моделью-минус. В экспериментальной психологии известен эффект Розенталя. Он проявляется в том, что экспериментатор, убежденный в обоснованности своей гипотезы, непроизвольно действует так, что получает фактическое ее подтверждение. Красноречивой иллюстрацией эффекта Розенталя послужил такой эксперимент. В начале учебного года учеников со средними показателями интеллектуального коэффициента случайным образом разделили на два класса. К концу учебного года разница между классами в показателях IQ составила двадцать пунктов. Сильная группа превзошла отстающую благодаря различиям характеристик, которые получили учителя перед работой в этих классах. Учитель успешного класса был заранее предупрежден, что в его класс отобраны талантливые дети. Учителя слабого класса предупредили, что он будет работать с интеллектуально неразвитыми учащимися.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Четвертое, чему учит школа

News image

авторитарность школы. Учитель – бог. Ученики ждут, когда учитель скажет им что нужно делать. Даже в Вооруженных Силах ...

Итог о модели плюс

News image

Теперь понятно, что Модель-плюс не исчерпывается беспочвенными надеждами на лучшее, а вмещает два аспекта - ретроспект...

Преодоление тревожности

News image

Для преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса мы разработали программу коррекционной работы. Программ...

Виды обучения:

Основные виды обучения в современной дидактике и пути ихсовершенствования

News image

В практике работы образовательных учреждений сложилисьотносительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обу...

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Авторизация