Образование - Образование в России
В последнее десятилетие из уст специалистов, профессионально занимающихся образованием, и из уст обыкновенных граждан всё чаще слышатся сетования на чрезвычайно высокую разницу в требованиях, которые предъявляются выпускникам школы и абитуриентам вузов. Нередко высказывается очень резкий тезис, что современная российская школа просто не в состоянии обеспечить выпускников знаниями, необходимыми для дальнейшего продолжения образования. Сама возможность его появления убедительно свидетельствует о серьезности проблемы. Не обсуждая сейчас качество школьного и вузовского образования по отдельности, поговорим о проблемах, связанных со взаимоотношениями средней и высшей школы.
Первое, что бросается в глаза, – это отсутствие во многих случаях конструктивного доверительного обмена информацией между представителями различных ступеней образования. Школьные учителя, приводя своих подопечных в вуз, нередко ведут себя почти как лазутчики в стане противника. В свою очередь вузовские преподаватели зачастую с необоснованным гипертрофированным пренебрежением относятся к деятельности своих коллег, работающих в средней школе. Соответствующая практика нередко поддерживается администрацией учебных заведений. В погоне за ложно понятыми частными интересами стороны отказываются видеть друг в друге союзников, а не противников. В результате страдают в первую очередь абитуриенты, лишенные достаточно объективной информации. Сложившаяся ситуация взаимного отчуждения, безусловно, самым пагубным образом влияет на российскую образовательную систему в целом.
Однако не следует забывать о многочисленных инициативах, направленных на преодоление негативных тенденций. Они продолжают оказывать значительное влияние на образовательный процесс. Так, например, по сей день продолжается традиция создания в школах специализированных профильных классов, подшефных определённому вузу. Выпускники таких классов получают определённые льготы при поступлении в соответствующее учебное заведение. К сожалению, описанная практика обременена многочисленными недостатками. Как правило, вузы, не желая ослаблять кадровый состав, ведущий занятия со студентами, выделяют для работы со школами наименее квалифицированных представителей профессорско-преподавательского корпуса, которые отнюдь не способствуют усилению мотивации школьников, желающих поступать в соответствующий вуз. Чрезмерный консерватизм такой системы взаимоотношений ведёт также к тому, что вузы в школах представляют почти сплошь специалисты весьма солидного возраста, которым в силу естественных причин довольно трудно быстро найти общий язык с современными подростками.
Указанные недостатки традиционной системы привели к формированию новых способов продуктивного взаимообмена информацией между школой и вузом. В ряде случаев активно создающиеся ныне во многих субъектах федерации попечительские советы школ, состоящие из родителей и выпускников, получили право приглашать для чтения отдельных курсов сверх школьной программы выбранных ими вузовских преподавателей. Принципиально важным здесь является то, что право выбора получают сами учащиеся или представители их интересов. Тем самым открывается возможность привлечения в школы представителей вузовской студенческой, аспирантской и преподавательской научной молодежи, не несущей ещё на себе груза догматически понятого опыта. Эксперименты такого рода пока затронули лишь небольшую часть школ, обладающих статусом экспериментальных площадок. Проблема заключается в том, как наладить взаимодействие лучших вузов страны со школами, расположенными в малых городах и сельской местности. Разумеется, такое взаимодействие возможно только при непосредственном участии администрации школ, способной выразить конкретные инновационные предложения.
Представляется исключительно целесообразным при посредстве методистов региональных и районных департаментов образования организовать регулярную рассылку по школам электронных материалов, демонстрирующих различные аспекты деятельности вузов. По мере организации сайтов школ, желательно организовывать на них форумы для обмена мнениями между выпускниками, школьниками и преподавателями. Возможно также создание силами выпускников школ электронных баз данных специализированных вузов различного профиля, в которые за последнее время поступило наибольшее число выпускников той или иной школы. Было бы также полезно сделать более обширным участие педагогических коллективов школ в составлении ежегодных рейтингов вузов. Наблюдая на протяжении многих лет за тем, как изменяются предпочтения выпускников, школы могут служить вполне объективным барометром всех изменений, происходящих в сфере образования. Составление широко доступного общественности рейтинга высших учебных заведений России может стать одним из основных вопросов для совместного обсуждения школами и вузами.
Еще одним средством расширения плодотворного сотрудничества вуза и школы является совместное проведение предметных олимпиад. Можно только приветствовать инициативу отдельных вузов, прежде всего, конечно, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, направленную на организацию непосредственного сотрудничества с администрацией школ, руководством департаментов образования, сотрудниками институтов повышения квалификации работников народного образования в деле организации такого рода мероприятий. Желательно организовать на постоянной основе присутствие на олимпиадах всех уровней, от школьного до всероссийского, представителей профильных вузов по той или иной специальности. На олимпиадах высших уровней особенно важно широкое участие головных вузов, отвечающих за методическое обеспечение государственных стандартов по той или иной дисциплине. Представителям школ, учителям-предметникам во многих случаях, к сожалению, присущ узко местнический подход, стремление всеми возможными способами «протащить» своего ученика на призовое место. Однако в долгосрочной перспективе это ведёт лишь к заметному неуклонному снижению общего уровня требований и подготовленности участников соревнований. Отстранение от процесса составления вопросов и проверки работ сотрудников вузов подчас приводит к тому, что в текстах олимпиадных заданий встречаются грубые фактические ошибки, провоцирующие учащихся на заведомо неправильные ответы. Это, конечно, не означает, что вузы должны стать для школ своего рода Большим братом: открытость для инноваций должна быть в равной мере присуща обеим сторонам процесса.
Со стороны вузов процессу углубления контактов со средней школой может, по нашему мнению, помочь возрождение некоторых элементов существовавшей в советское время системы распределения молодых специалистов. Так, например, можно сделать условием дальнейшей академической карьеры молодых учёных их постоянное участие в мероприятиях, которые проводит в вуз в подведомственных школах. Для студентов-старшекурсников можно сделать обязательным прохождение педагогической практики в качестве учителей-предметников по дисциплинам выбранного профиля. В свою очередь, для школьных учителей вузы могли бы организовать регулярные курсы переподготовки с выдачей соответствующих сертификатов. Это позволило бы хотя бы отчасти решить особенно остро встающую в современную эпоху проблему отставания школьного преподавания от переднего края науки. Прекрасной площадкой для обмена опытом могут служить также совместные методические семинары, в рамках которых проводятся также интерактивные презентации используемых в учебном процессе информационных технологий. Такие семинары в настоящее время уже достаточно регулярно организуются в ряде крупных городов России. Желательно было бы и создание в ведущих отечественных периодических изданиях, посвященных средней школе, специальной «вузовской» страницы, отражающей основные события в жизни высшей школы. Словом, путей и способов налаживания конструктивного взаимодействия вуза и школы много. Дело за малым: развивать уже существующие и постоянно придумывать новые.
Читайте: |
---|