Дистанционно – не значит в одиночку

Образование - Дистанционное образование

дистанционно – не значит в одиночку

Дистанционное обучение не имеет ничего общего с «второсортным» заочным образованием. Оно не только позволяет экономить время и самостоятельно планировать учебный план, но часто дает более прочные и глубокие знания, чем очная форма.

Выгоды прогресса
Рост спроса на обучение в дистанционном режиме связан с нехваткой времени у бизнесменов. Руководителям сложно выкроить два-три дня на прохождение тренинга, особенно если для этого нужно ехать в другой город. Обучение на расстоянии с помощью Интернета, телемостов, мультимедийных материалов позволяет занятому человеку самостоятельно распределять свое время.

– Было бы ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает нам технический прогресс, – считает генеральный директор компании Logist-ICS Игорь Прохин. – Тем более это актуально в России с ее огромной территорией, концентрацией большой части передовых знаний в Москве и ограниченностью ресурсов региональных предприятий.

Однако многие руководители предвзято относятся к дистанционному образованию, и их можно понять. В России эта форма только начинает развиваться, и разработчики материалов часто выдают за интерактивную программу традиционный учебник, записанный на электронный носитель. Но дополнить текст ссылками и картинками вовсе не означает повысить эффективность его усвоения. Именно из-за низкого качества материалов дистанционное образование подчас оказывается неэффективным.

До сих пор многие воспринимают его как аналог заочного обучения, и это совершенно неправильно. В дистанционном образовании реальное общение занимает обычно 10-15% продолжительности курса обучения. Кроме того, если компания выдает сертификат или диплом о прохождении обучения, то очного экзамена точно не избежать. А программа, рассчитанная на несколько месяцев, может включать также промежуточную аттестацию в аудитории. Именно так построено обучение в вузах, применяющих технологии дистанционного обучения: студенты могут жить в разных странах, но на сессию они обязаны приехать в университет.

Оболочка и ядро
Как правило, дистанционный курс обучения состоит из ядра – стандартной образовательной программы, вывешенной на сайте, и программной оболочки, ориентированной на конкретного заказчика, которая обеспечивает доступ к ядру только зарегистрированным пользователям. Она содержит все необходимые материалы для самостоятельной интерактивной подготовки.

– Специально разработанная программная среда позволяет поддерживать связь с преподавателем, проверять выполнение заданий и консультировать слушателей, – рассказывает Алексей Легчилин, коммерческий директор Открытого университета бизнеса и технологий. – Форумы позволяют поддерживать общение не только с преподавателем, но и с другими слушателями, что способствует обмену практическим опытом. Такое преимущество дает именно дистанционная форма обучения: времени на общение и осмысление информации больше, чем на тренинге.

Дополнительно могут использоваться диски, кассеты, книги. Однако хорошая программа дистанционного обучения не перегружена большим объемом материалов. Информация должна быть адаптирована и подана лаконично. В этом основной плюс дистанционной формы обучения – материал легко усваивается.

В начале 90-х гг., еще на заре появления бизнес-образования в России, Сергей Белозеров, президент Международной интерактивной телеакадемии и эксперт-консультант компании Asset Training Group, с удивлением обнаружил, что в одной из московских академий после длительного курса лекций по рыночной экономике ни один из слушателей не смог ответить на вопрос, что такое рынок.

– Это неудивительно, ведь когда у человека в голове большой объем информации, ему сложно вычленить главное. Для эффективного обучения нужно давать только ключевые моменты: важные понятия и объяснение связей между ними, причем в сжатом, наглядном виде, – говорит Белозеров.

Спортсмен-заочник
Конечно, не все навыки можно передать через спутник или с помощью интернет-сайта. Например, тонкости маркетинга, управление кризисными ситуациями, искусство переговоров лучше постигать в процессе тренингов.

– Дистанционное обучение коммуникативным навыкам я бы сравнила с самоучителем игры на фортепиано, – говорит Светлана Алипова, тренер-консультант и один из основателей Академии риторики «Власть слова». – Невозможно по книге выучиться играть на инструменте, потому что ученику необходима обратная связь, его нужно направлять в освоении знаний и к тому же мотивировать – ведь после пары первых уроков самоучитель обычно забрасывается в дальний угол. Риторикой нельзя заниматься индивидуально, потому что главный навык, который она дает, – это выступление перед аудиторией без страха и волнения, а от этого страха можно избавиться только в группе.

Однако есть дисциплины, которые только выигрывают от дистанционной подачи. Например, логистика, требующая много времени на подсчеты. Какой смысл делать это в аудитории? Дистанционная форма позволяет найти необходимое время на осмысление материала.

– Дистанционно стоит изучать те дисциплины, в которых самостоятельное изучение материала важнее непосредственного общения с преподавателем, – убежден Евгений Голубин, генеральный директор компании ID-Consulting. – Например, в открытом двухдневном тренинге можно поучаствовать и уйти, так ничего и не усвоив. Ученик может вовремя не сформулировать вопрос и поэтому не получит на него ответ. А при дистанционном обучении преподаватель может ответить на вопросы, которые появились не сразу, а после серьезного осмысления материала.

Алексей Легчилин считает, что из всей информации, полученной на тренинге, человек запоминает только 10-20%. Основная цель тренинга – выработать практические навыки. Дистанционное образование позволяет получить более фундаментальную теоретическую подготовку.

По мнению Игоря Прохина, в дистанционном формате можно осваивать практически любые дисциплины, только для одних нужно самостоятельное изучение материала на печатных и электронных носителях, а для других требуется телеконференция.

Сеансы связи
Есть распространенное заблуждение по поводу дистанционных курсов: якобы ученики предоставлены сами себе и не получают индивидуальных консультаций. Но, по мнению Сергея Белозерова, все как раз наоборот. Профессионально организованный дистанционный курс предполагает, что преподаватель готовит свою лекцию для нужд конкретной аудитории, по ее заказу.

– В правильно построенном дистанционном курсе акценты расставляет не лектор, а слушатели. Они «выходят в эфир» подготовленными: еще до лекции они могут прочитать специально сформированный лектором материал, который подготовит их к лекции и вызовет у них вопросы, – говорит Белозеров. – А во время «сеанса связи» с преподавателем своими вопросами ученики выуживают необходимые им знания.

Даже если преподаватель находится на другой стороне земного шара, а слушателей у него больше тысячи, все они должны иметь возможность быстро получать ответы на свои вопросы. Задания пересылаются по электронной почте. Естественно, проверяет работы не один преподаватель, а целый штат сотрудников. Каждый ученик получает свою работу с подробным описанием ошибок. В некоторых компаниях преподаватели разрабатывают индивидуальные задания, чтобы закрепить навыки обучающихся.

Требуется сила воли
Чтобы дистанционное обучение было эффективным, важно четко определить для учеников сроки выполнения заданий.

– То, как человек выполняет задания дома, зависит от его силы воли и ответственности. И, конечно, от времени, – считает Светлана Алипова. – Мой 30-летний преподавательский опыт показывает, что домашние задания люди обычно не делают. Чем более высокий пост занимает человек, тем меньше у него времени на самостоятельные занятия. Самое большее, что я сейчас задаю на дом, – это обдумать прошедшее занятие и подготовить вопросы для тренера.

Впрочем, в практике Алиповой был весьма показательный случай: бизнесмен, имевший серьезные проблемы с речью, за сутки смог подготовиться к ответственной презентации и блестяще провести ее. В результате именно его компанию выбрали шведские инвесторы. От исхода дела зависела судьба его бизнеса. Так что наиболее эффективно обучение проходит, когда сотрудник идет на курс с конкретной практической целью, а не просто для саморазвития или получения «корочки».

Как выбрать курс
В выборе лучше руководствоваться в первую очередь не именем компании, а рекомендациями коллег и знакомых. Обязательно нужно узнать, как будет организовано общение с преподавателем, как будет контролироваться выполнение заданий. Курс должен иметь четкое расписание и определять сроки сдачи работ. Серьезные компании обычно еще до заключения контракта на обучение предоставляют демо-версию программы – фрагменты заданий и материалов для самостоятельной подготовки. Лектор не должен пересказывать то, что можно прочитать в материалах для самоподготовки, – это жесткое правило дистанционного образования. Если вместо обещанного интерактива вы получили одностороннее вещание, можете смело составлять групповое письмо и требовать вернуть деньги.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ринопластика после операции

Реклама*

Недостатки образования:

Одаренный, неспособный, неуспевающий

News image

Высказанная выше гипотеза является альтернативой идее, что существует прямая зависимость между уровнем успеваемости и ...

Приложение. Ретроспективная характеристика учащегося

News image

Ретроспективная характеристика учащегося Опорные вопросы 1. С чем не справлялся ученик Х? Каковы симптомы неблаг...

Школьное образование в Америке, Великобритании и в Германии

News image

Считается, что не стоит ехать в Америку учить физику, биологию, математику, поскольку эти предметы лучше преподают в Р...

Виды обучения:

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на разви...

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Авторизация