Программа МВА - в США или в Европе?

Образование - Международные программы

программа мва - в сша или в европе?

Сегодня в мире около 10 тысяч бизнес-школ. Но лучшие из них по-прежнему сосредоточены в Европе и США. Куда же отправиться за дипломом МВА: на родину бизнес-образования, в Америку, или в престижные бизнес-школы Старого Света?

В 2007 году впервые в истории бизнес-образования главы 11 ведущих европейских и американских бизнес-школ (все из двадцатки лучших в мире) собрались в Лондоне за круглым столом, чтобы обсудить различия бизнес-образования по разные стороны Атлантики и будущее программ МВА. Сантьяго Инигуэс, инициатор этой встречи и руководитель испанской бизнес-школы Instituto de Empresa (11-е место в рейтинге Financial Times 2007), перевидал на своем веку много бизнес-школ и уверен: хоть МВА и предполагает некоторую стандартизацию, есть заметная разница между программами по обе стороны океана.

Все такие разные

«Национальное разнообразие — одна из ценностей программ International MBA», — уверена Марина Семенихина, студентка Instituto de Empresa. Но стоит помнить, что местонахождение школы накладывает отпечаток на состав слушателей.
По сравнению с США в Европе, как правило, средний возраст слушателей выше, опыт работы у них более солидный. «Опыт был определяющим фактором при приеме, — говорит Гайрат Салимов, выпускник МВА 2002 года школы INSEAD (Франция). — Молодые ребята, выпускники институтов, набирают высокие баллы по тесту GMAT, но их вклад в работу класса не очень интересен, в то время как у студентов с четырех-пятилетним стажем работы есть чему поучиться. Этот опыт был во много раз важнее, чем то, что можно прочитать в учебниках». При этом разнообразие национальностей обеспечивает «международность» европейских программ, что дает важнейший опыт и в работе, и в сфере культуры и экономики. В том же Instituto de Empresa 92% студентов — иностранцы.
Тед Снайдер, глава Chicago GSB (США), утверждает, что и в лучших школах Америки требуется обязательный опыт работы (около пяти лет), а средний возраст слушателей — 28 лет. В то же время, по наблюдениям Гленна Хаббарда, декан бизнес-школы Columbia, в США появилась новая тенденция: менеджеры стали раньше занимать высокие посты, некоторые уже в 25 лет. На этом этапе работодатели предпочитают не отпускать ценнейший персонал на программу МВА, заменяя ее внутренними тренингами. В ответ бизнес-школы начали принимать кандидатов еще моложе, то есть до того, как они займут высокие посты. В результате теперь на МВА зачисляют с трехлетним опытом работы, вместо требуемых пяти-шести лет. Но, по наблюдениям Константина Магалецкого, слушателя программы МВА Chicago GSB, средний возраст именно иностранных студентов в США и Европе различается несущественно, да и зарплаты у выпускников западноевропейских бизнес-школ практически такие же, как и у их более юных американских коллег.

MBA vs MSc

Европейские школы демонстрируют большее разнообразие не только в наборе студентов, но и в предложении программ. По словам Арну де Мейера, главы бизнес-школы Judge Кембриджского университета (Великобритания), в Америке выбор такой: либо поступать на МВА, либо не получать бизнес-образования вообще. Европа гораздо больше экспериментирует с магистерскими программами (MA и MSc) по менеджменту и предлагает портфель программ для тех, кому требуется дополнительная подготовка в области управления. Сантьяго Инигуэс подтверждает: в то время как в бизнес-школах США программы MSc только начинают развиваться, в Европе MSc in Management (Франция) — самая быстрорастущая программа. Например, по словам Бернарда Раманантсоа, декана HEC School of Management, все больше консалтинговых компаний во Франции стараются нанять именно выпускников программ MSc сразу после окончания обучения. Вместе с тем Йорди Каналс, декан бизнес-школы IESE (Испания) признает: хотя выпускники программ MSc отлично владеют техническими навыками, лидерству их нужно учить дополнительно (возможно, на корпоративных тренингах), в то время как МВА — самая успешная программа развития именно лидерских качеств. По мнению Гайрата Салимова (выбирая место будущей учебы, он в том числе рассматривал вариант годичной программы Master in Finance в London Business School), на таких программах готовят узкоспециализированных профессионалов, соответственно, и работать они могут только в конкретных областях. К тому же не стоит забывать, что, в отличие от МВА, MSc — академическая программа.

А учит кто?

Так как в США программа МВА является частью традиционной системы образования, в бизнес-школах много преподавателей, ориентированных на академические исследования. Более того, по словам Дипака Джейна, главы школы менеджмента Kellogg (США), они переносят темы своих исследований на классные занятия и очень часто список предметов по выбору (electives) повторяет направления этих исследований.
Но студенты американских бизнес-школ не согласны с такими выводами. По мнению Константина Магалецкого, в работе многих профессоров сочетаются академическая и бизнес-составляющая. Так, например, в Chicago GSB преподают нобелевские лауреаты, разработавшие теории, на основании которых были созданы и успешно работают финансовые рынки. Многие преподаватели консультируют ведущие мировые компании (в том числе и европейские), и студенты рассматривают примеры из практики этих компаний на занятиях. «Не стоит недооценивать важность академических предметов, — считает Магалецкий. — У нас большой популярностью пользуется Advanced Microeconomics, хотя прямой прикладной характер у данного предмета отсутствует. Кроме того, в Chicago GSB нет ни одного обязательного бизнес-предмета, поэтому, если бы среди них были «бесполезные», студенты их просто не брали». Максим Верлин из нью-йоркской бизнес-школы Stern уверяет: половина его преподавателей — бывшие CEO, бывшие или нынешние инвест-банкиры, менеджеры хеджфондов или миллионеры. Так что студенты получают практические знания у опытных специалистов.
Но представители европейских школ уверены, что в бизнес-школах Старого Света преподавателей-практиков и консультантов больше. Марина Семенихина подтверждает: «На программе International MBA в Instituto de Empresa большинство приглашенных американских преподавателей отличались академическим подходом в обучении и академическими регалиями, в то время как европейские преподаватели давали прикладные знания и в их профиле акцент делался на бизнес-опыт».
Hard-soft Программы двух континентов отличаются не только продолжительностью (в США, как правило, два года, в Европе чаще всего один год), но и содержанием. «Если в США четко прослеживается ориентация на hard skills (индустриальная модель обучения, упор на базовые, общие предметы — прим. «Карьеры») и традиционные дисциплины из сферы менеджмента, что отчасти продиктовано ориентацией делового мира на удовлетворение интересов акционеров, — говорит Сантьяго Инигуэс, — то в Европе акцент ставится на преподавании soft skills (вопросы межличностных отношений — прим. «Карьеры») и кросскультурного менеджмента, коммуникации и на работе в команде». По мнению главы INSEAD Франка Брауна, европейские программы сильнее в плане развития социальной ответственности и деловой этики, так как в Европе менеджеры и CEO должны учитывать интересы не только акционеров, но и многих других заинтересованных сторон, в том числе профсоюзов и общественных организаций.
Дипак Джейн признает: европейские школы более «продвинутые» — они используют и европейские, и азиатские, и американские кейсы. (Например, в INSEAD две трети кейсов так или иначе связаны с разными странами и международным контекстом.) По мнению Гайрата Салимова, это объясняется тем, что Европа очень разнообразна сама по себе, рынки невелики и выпускникам приходится работать с другими странами, в то время как большинство выпускников американских программ МВА остаются работать в США — им нет необходимости смотреть за пределы этого гигантского рынка.
«Из-за того, что в США программы МВА фокусируются на анализе местных компаний и используют в основном американские кейсы, — объясняет Дипак Джейн, — элемент глобальности отсутствует или достигается с большим трудом, хотя студентам было бы невредно изучить, как американская компания работает на иностранных рынках». Однако есть и исключения. «В первый год программы студенты получают все необходимые базовые знания как hard skills (без корпоративных финансов, бухучета и микроэкономики никуда не деться), так и soft skills на курсах «Лидерство и работа в команде» и «Этика бизнеса», — рассказывает Максим Титов, студент Wharton Business School (США). — Более того, на первом курсе значительная часть кейсов решается в команде». «На последнем классе по Advanced Accounting мы изучали отчетность французской компании, — вспоминает Константин Магалецкий, — а на занятии по Competitive Strategy нам задали кейс по российской компании «Айс-Фили». Что касается преподавания soft skills, единственный обязательный предмет в Chicago GSB — это Lead, который посвящен исключительно развитию лидерских качеств и работе в команде».

Вместе невозможно и врозь никак

Отчасти проблему выбора будущего места учебы могут решить совместные программы, как, например, у школ London Business School и Columbia. По словам Сантьяго Инигуэса, плюсы для студента от альянса двух школ — это совместная работа преподавательских составов, более широкое стратегическое видение, комбинированные ресурсы и опыт двух школ.
Тем не менее немногие бизнес-школы решаются на подобные эксперименты. Например, Тед Снайдер подчеркивает, что Chicago GSB совместно с другими бизнес-школами проводит лишь краткосрочные программы и не планирует долгосрочных, так как не хочет оказаться в ситуации, когда не известно, кто за что отвечает. В качестве альтернативы школа открыла собственные кампусы в Лондоне и Сингапуре, при этом 25% времени студенты со всех континентов проводят вместе в одном из трех кампусов бизнес-школы.
Другие варианты совместных программ — стажировки студентов. Например, швейцарская IMD проводит недельные программы в Бостоне силами своего же преподавательского состава. А INSEAD и Wharton организуют месячные стажировки студентов с обучением у преподавателей школы-партнера. «Кроме этого, — рассказывает Максим Титов, — в Wharton есть и другие программы, по которым можно отправиться куда угодно от Антарктиды до Эквадора: порешать кейсы для реальных компаний, познакомиться с местными компаниями и менеджментом». Все эти программы пользуются бешеной популярностью — студентов ограничивает только время.
Для европейских студентов, по мнению Константина Магалецкого, поездка в Америку интересна в том числе и возможностью записать в резюме имя американской топовой бизнес-школы и тем самым повысить свою «стоимость» в глазах американских работодателей и получить к ним доступ.
По словам Гайрата Салимова, подобные программы помогают приобрести неповторимый опыт, но не решеают проблемы выбора между американскими и европейскими бизнес-школами, так как обмен происходит на строго ограниченный срок. Его совет — выбирайте школу, а не континент!

О, дайте, дайте мне работу
В каждом выпуске есть слушатели, которые создают собственный бизнес, но на общем фоне их не так уж много (по статистике TopMBA.com, менее 5% в Америке и чуть больше в Европе). Большинство же становятся наемными менеджерами. По наблюдениям Сантьяго Инигуэса, выпускники европейских бизнес-школ идут работать и в крупнейшие компании, и на предприятия среднего и малого бизнеса. В то время как в США успешное обучение в бизнес-школе сулит место в одной из компаний Fortune-500. Максим Титов уверен: «Американский диплом MBA ни в коем случае не ограничивает меня списком компаний Fortune-500 как потенциальных рекрутеров. Однако получение большего числа предложений от крупных компаний вполне закономерно — в отличие от мелких и средних, они имеют массу возможностей участвовать в процессе рекрутинга на кампусе».

Константин Магалецкий отмечает, что наиболее престижные и желанные сферы трудоустройства для большинства слушателей топовых программ МВА — частный акционерный или венчурный капитал, инвестиционный банкинг и консалтинг. Уровень доходов в этих отраслях существенно отличается от общего менеджмента или маркетинга (как правило, это $130 тыс. в год и выше). Но бюрократия больших компаний — не для всех. Гайрат Салимов уверен: даже выпускникам МВА тяжело пробиваться в такой среде. По его мнению, лучше попасть в молодую и быстрорастущую компанию, где карьера будет «в собственных руках» и человек сможет скорее продвинуться.

Но последний тренд — работа в Восточной Европе, в том числе и в России. По словам Зои Зайцевой, менеджера по развитию компании QS (TopMBA.com), интерес связан с быстрыми темпами экономического роста, а также меньшими ставками налогов и стоимостью жизни. «Если искать работу в России, — отмечает Марина Семенихина, — значение имеет не бренд бизнес-школы, а наличие диплома МBА как такового и способность подтвердить полученные знания на практике». Максим Титов не согласен с этим и считает, что МBА солидной бизнес-школы — своего рода знак качества. Это понимают рекрутеры и в России, и в других странах.

И последнее. Решив получить степень МВА, помните, что это не просто диплом, а часть жизненного опыта. Если МВА достается ценой отъезда в другую страну на год или два, то нужно принимать во внимание не только будущее получение степени, но и другие виды «отдачи»: знакомство с культурной средой, круг будущих контактов. У России больше деловых и коммерческих отношений с Европой, чем с Америкой. Тем, кто хочет основать свой бизнес, нужно учиться там, где находятся основные потенциальные партнеры и заинтересованные стороны, то есть в Европе. Тем же, кто хочет идти по традиционному пути карьериста и работать в одной из компаний Fortune-500, прямая дорога в Новый Свет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Школьное образование в Америке, Великобритании и в Германии

News image

Считается, что не стоит ехать в Америку учить физику, биологию, математику, поскольку эти предметы лучше преподают в Р...

Приложение. Ретроспективная характеристика учащегося

News image

Ретроспективная характеристика учащегося Опорные вопросы 1. С чем не справлялся ученик Х? Каковы симптомы неблаг...

Школьное образование в России и за рубежом

News image

Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навык...

Виды обучения:

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на разви...

Альтернативное обучение

News image

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет...

Авторизация