Образование - Дистанционное образование
Дистанционное обучение не имеет ничего общего с «второсортным» заочным образованием. Оно не только позволяет экономить время и самостоятельно планировать учебный план, но часто дает более прочные и глубокие знания, чем очная форма.
Выгоды прогресса
Рост спроса на обучение в дистанционном режиме связан с нехваткой времени у бизнесменов. Руководителям сложно выкроить два-три дня на прохождение тренинга, особенно если для этого нужно ехать в другой город. Обучение на расстоянии с помощью Интернета, телемостов, мультимедийных материалов позволяет занятому человеку самостоятельно распределять свое время.
– Было бы ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает нам технический прогресс, – считает генеральный директор компании Logist-ICS Игорь Прохин. – Тем более это актуально в России с ее огромной территорией, концентрацией большой части передовых знаний в Москве и ограниченностью ресурсов региональных предприятий.
Однако многие руководители предвзято относятся к дистанционному образованию, и их можно понять. В России эта форма только начинает развиваться, и разработчики материалов часто выдают за интерактивную программу традиционный учебник, записанный на электронный носитель. Но дополнить текст ссылками и картинками вовсе не означает повысить эффективность его усвоения. Именно из-за низкого качества материалов дистанционное образование подчас оказывается неэффективным.
До сих пор многие воспринимают его как аналог заочного обучения, и это совершенно неправильно. В дистанционном образовании реальное общение занимает обычно 10-15% продолжительности курса обучения. Кроме того, если компания выдает сертификат или диплом о прохождении обучения, то очного экзамена точно не избежать. А программа, рассчитанная на несколько месяцев, может включать также промежуточную аттестацию в аудитории. Именно так построено обучение в вузах, применяющих технологии дистанционного обучения: студенты могут жить в разных странах, но на сессию они обязаны приехать в университет.
Оболочка и ядро
Как правило, дистанционный курс обучения состоит из ядра – стандартной образовательной программы, вывешенной на сайте, и программной оболочки, ориентированной на конкретного заказчика, которая обеспечивает доступ к ядру только зарегистрированным пользователям. Она содержит все необходимые материалы для самостоятельной интерактивной подготовки.
– Специально разработанная программная среда позволяет поддерживать связь с преподавателем, проверять выполнение заданий и консультировать слушателей, – рассказывает Алексей Легчилин, коммерческий директор Открытого университета бизнеса и технологий. – Форумы позволяют поддерживать общение не только с преподавателем, но и с другими слушателями, что способствует обмену практическим опытом. Такое преимущество дает именно дистанционная форма обучения: времени на общение и осмысление информации больше, чем на тренинге.
Дополнительно могут использоваться диски, кассеты, книги. Однако хорошая программа дистанционного обучения не перегружена большим объемом материалов. Информация должна быть адаптирована и подана лаконично. В этом основной плюс дистанционной формы обучения – материал легко усваивается.
В начале 90-х гг., еще на заре появления бизнес-образования в России, Сергей Белозеров, президент Международной интерактивной телеакадемии и эксперт-консультант компании Asset Training Group, с удивлением обнаружил, что в одной из московских академий после длительного курса лекций по рыночной экономике ни один из слушателей не смог ответить на вопрос, что такое рынок.
– Это неудивительно, ведь когда у человека в голове большой объем информации, ему сложно вычленить главное. Для эффективного обучения нужно давать только ключевые моменты: важные понятия и объяснение связей между ними, причем в сжатом, наглядном виде, – говорит Белозеров.
Спортсмен-заочник
Конечно, не все навыки можно передать через спутник или с помощью интернет-сайта. Например, тонкости маркетинга, управление кризисными ситуациями, искусство переговоров лучше постигать в процессе тренингов.
– Дистанционное обучение коммуникативным навыкам я бы сравнила с самоучителем игры на фортепиано, – говорит Светлана Алипова, тренер-консультант и один из основателей Академии риторики «Власть слова». – Невозможно по книге выучиться играть на инструменте, потому что ученику необходима обратная связь, его нужно направлять в освоении знаний и к тому же мотивировать – ведь после пары первых уроков самоучитель обычно забрасывается в дальний угол. Риторикой нельзя заниматься индивидуально, потому что главный навык, который она дает, – это выступление перед аудиторией без страха и волнения, а от этого страха можно избавиться только в группе.
Однако есть дисциплины, которые только выигрывают от дистанционной подачи. Например, логистика, требующая много времени на подсчеты. Какой смысл делать это в аудитории? Дистанционная форма позволяет найти необходимое время на осмысление материала.
– Дистанционно стоит изучать те дисциплины, в которых самостоятельное изучение материала важнее непосредственного общения с преподавателем, – убежден Евгений Голубин, генеральный директор компании ID-Consulting. – Например, в открытом двухдневном тренинге можно поучаствовать и уйти, так ничего и не усвоив. Ученик может вовремя не сформулировать вопрос и поэтому не получит на него ответ. А при дистанционном обучении преподаватель может ответить на вопросы, которые появились не сразу, а после серьезного осмысления материала.
Алексей Легчилин считает, что из всей информации, полученной на тренинге, человек запоминает только 10-20%. Основная цель тренинга – выработать практические навыки. Дистанционное образование позволяет получить более фундаментальную теоретическую подготовку.
По мнению Игоря Прохина, в дистанционном формате можно осваивать практически любые дисциплины, только для одних нужно самостоятельное изучение материала на печатных и электронных носителях, а для других требуется телеконференция.
Сеансы связи
Есть распространенное заблуждение по поводу дистанционных курсов: якобы ученики предоставлены сами себе и не получают индивидуальных консультаций. Но, по мнению Сергея Белозерова, все как раз наоборот. Профессионально организованный дистанционный курс предполагает, что преподаватель готовит свою лекцию для нужд конкретной аудитории, по ее заказу.
– В правильно построенном дистанционном курсе акценты расставляет не лектор, а слушатели. Они «выходят в эфир» подготовленными: еще до лекции они могут прочитать специально сформированный лектором материал, который подготовит их к лекции и вызовет у них вопросы, – говорит Белозеров. – А во время «сеанса связи» с преподавателем своими вопросами ученики выуживают необходимые им знания.
Даже если преподаватель находится на другой стороне земного шара, а слушателей у него больше тысячи, все они должны иметь возможность быстро получать ответы на свои вопросы. Задания пересылаются по электронной почте. Естественно, проверяет работы не один преподаватель, а целый штат сотрудников. Каждый ученик получает свою работу с подробным описанием ошибок. В некоторых компаниях преподаватели разрабатывают индивидуальные задания, чтобы закрепить навыки обучающихся.
Требуется сила воли
Чтобы дистанционное обучение было эффективным, важно четко определить для учеников сроки выполнения заданий.
– То, как человек выполняет задания дома, зависит от его силы воли и ответственности. И, конечно, от времени, – считает Светлана Алипова. – Мой 30-летний преподавательский опыт показывает, что домашние задания люди обычно не делают. Чем более высокий пост занимает человек, тем меньше у него времени на самостоятельные занятия. Самое большее, что я сейчас задаю на дом, – это обдумать прошедшее занятие и подготовить вопросы для тренера.
Впрочем, в практике Алиповой был весьма показательный случай: бизнесмен, имевший серьезные проблемы с речью, за сутки смог подготовиться к ответственной презентации и блестяще провести ее. В результате именно его компанию выбрали шведские инвесторы. От исхода дела зависела судьба его бизнеса. Так что наиболее эффективно обучение проходит, когда сотрудник идет на курс с конкретной практической целью, а не просто для саморазвития или получения «корочки».
Как выбрать курс
В выборе лучше руководствоваться в первую очередь не именем компании, а рекомендациями коллег и знакомых. Обязательно нужно узнать, как будет организовано общение с преподавателем, как будет контролироваться выполнение заданий. Курс должен иметь четкое расписание и определять сроки сдачи работ. Серьезные компании обычно еще до заключения контракта на обучение предоставляют демо-версию программы – фрагменты заданий и материалов для самостоятельной подготовки. Лектор не должен пересказывать то, что можно прочитать в материалах для самоподготовки, – это жесткое правило дистанционного образования. Если вместо обещанного интерактива вы получили одностороннее вещание, можете смело составлять групповое письмо и требовать вернуть деньги.
Читайте: |
---|