Образование будущего

Образование - Дистанционное образование

образование будущего

Многие считают, что дистанционное образование (ДО) — это просто новая форма всем известного заочного обучения. В какой-то мере это так: выбрав дистанционный курс, человек действительно может учиться, не выходя из дома. Но только при одном условии — если у него есть современный компьютер, имеющий выход в Интернет и оснащенный стандартной программой.

Существует много определений дистанционного образования. Приведем наиболее, на наш взгляд, удачное, которое было дано в одном из проектов Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России, разработанном в Госкомитете РФ по высшему образованию. «Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».

Принципиальным в идее ДО является переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся».

Изначально дистанционное обучение задумывалось для того, чтобы люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию. Самый простой его «вид» — всем у нас известная трансляция телевизионных передач, столь популярная еще лет пятнадцать назад. Сейчас, с появлением более мощной техники, возможности дистанционного образования расширяются. В России из-за периода политических и экономических преобразований были пропущены некоторые промежуточные этапы развития ДО, и наиболее широкое распространение получил самый передовой — обучение с помощью сети Интернет.

Как учатся через Интернет

Заниматься можно в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет. Учебно-методические материалы поступают к обучаемому в виде файла, то есть в виде некоторого объема знаний, после изучения которого студент запускает «проверку» — программу, которая задает ему вопросы. По результатам ответов на вопросы обучаемому предлагается перейти на следующий уровень или повторно проработать материал, так как его подготовка оставляет желать лучшего. Один из вариантов обучения заключается в том, что студент получает материалы, изучает их, а затем сдает экзамен. Другой вариант: информация выкладывается на сервер, студент ее изучает и спустя определенное время пишет контрольную работу по пройденному материалу. Так, блоками, учащиеся проходят всю программу, а затем организаторы процесса обучения назначают удобное для студентов время сдачи экзаменов.

В точных науках вопросы оценки знаний решаются относительно просто — здесь вполне оправдано тестирование, а вот в гуманитарных, конечно, нужен текст ответа. Опыт многих вузов говорит о том, что контроль лучше всего проводить в виде очных занятий, аналогично тому, как он проводится при заочной форме обучения. Но как быть, если вуз находится, например, в Соединенных Штатах, а обучаемый — в России? Тут, естественно, письменный экзамен — единственный выход.

Стоит отметить и новую роль преподавателя при обучении по дистанционным технологиям: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

Мнения «за» и «против»

Опросы, проведенные в США, показали, что более 60% населения хотели бы получить образование дистанционно. В нашей стране, по оценкам специалистов, к дистанционному обучению готовы более 1,5 млн человек. Чем же так привлекательно дистанционное образование?

В первую очередь, конечно же, своей гибкостью. Студенты дистанционной формы обучения, как правило, не посещают регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Это является большим преимуществом для людей, которые не могут или не хотят изменить свой обычный уклад жизни. Дистанционное образование становится доступным не только тем, кто вынужден совмещать учебу с работой, но и людям с ослабленным здоровьем и инвалидам.

Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям студента.

Относительная дешевизна — тоже несомненный «плюс» дистанционного обучения. Оценка мировых образовательных систем показывает, что в среднем дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров ДО говорит о том, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по дневной форме обучения.

Несмотря на все это, у системы ДО есть и противники. Одно из главных их возражений — отсутствие «живого» общения преподавателей и студентов. При традиционных формах обучения это основа образовательного процесса, формирующая знания, мировоззрение и характер студентов, во многом определяющая качество образования.

Кроме того, возражения вызывает доступность сети Интернет и низкое качество связи. Дистанционное образование предполагает использование не только текстовых, но и графических, и звуковых файлов, и даже некоторого количества видеоматериалов. У большинства же пользователей сети существуют проблемы с получением объемных файлов, так как связь осуществляется по телефонной линии. Наконец, многие вообще не имеют доступа в Интернет, либо имеют, но их рабочее место не приспособлено для длительной работы в сети.

И еще один аргумент, который часто приводят противники ДО, — недостаточное качество обучения. Специалисты, например, отмечают, что у студентов, дистанционно изучающих иностранные языки и не имеющих достаточной разговорной практики, часто формируется неправильное произношение.

Возможно, «золотая середина» — это все-таки сочетание традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие — по традиционной форме.

За границей и у нас

Первыми, кто начал применять дистанционное образование, были американцы. В середине 1960-х годов они попробовали использовать местные телеканалы для трансляции учебных курсов, рассчитанных на работников некоторых корпораций. Проект имел очень большой успех, и вскоре учебные программы посредством спутниковой связи стали транслировать на всю территорию США, а затем и в Европу, Китай, Австралию. К 1984 году был уже накоплен значительный опыт использования дистанционных технологий в образовании и для обучения студентов в самых разных районах США был создан Национальный технологический университет. К 1991 году университет уже объединял более 40 инженерных школ; в нем обучались и получали магистерские степени тысячи студентов; суммарный доход, который он приносил, составил 13,5 млн долларов.

Не отставала от США и Европа. Здесь в 1970-х годах стали создаваться университеты дистанционного образования (открытые университеты). Они быстро завоевали большую популярность. Показательны примеры Национального университета дистанционного образования в Испании, который объединяет сейчас 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом, Открытой школы бизнеса Британского открытого университета, более 50% программ которой позволяют получить степень магистра в области управления с использованием дистанционного образования, а также ряда других учебных заведений.

Правительства многих зарубежных стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие большие деньги. Многие страны начали активно экспортировать свои образовательные программы, в массовом порядке переводя их на язык компьютера. Крупнейшие центры дистанционного образования существуют сейчас в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Германии, Испании, Израиле и многих других странах.

В России дистанционное образование тоже получает широкое распространение. Сейчас в нашей стране действуют более 70 центров ДО. Многие именитые российские вузы открывают программы дистанционного образования, рассчитанные не только на российских, но и на зарубежных студентов. Создаются специализированные центры ДО, открываются различные дистанционные курсы.

На запрос «дистанционное образование» поисковые серверы выдадут вам тысячи адресов. Однако надо иметь в виду, что если на Западе дистанционные курсы обязательно сертифицируются, то у нас за многие из них поручиться нельзя. Поэтому, выбирая для себя программу дистанционного обучения, лучше ориентироваться на известные учебные заведения. Ниже мы приводим адреса некоторых российских центров дистанционного образования. Это, конечно, лишь небольшая часть того, что можно найти в Интернете. Если вы будете упорны в своих поисках, то обязательно найдете то, что подходит именно вам.

Помните, что в XXI веке, чтобы быть грамотным человеком и профессионально состояться, вам придется постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. В этом вам поможет дистанционное образование — образование будущего.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Учебная деятельность школьников

News image

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классиф...

Россияне любят учиться за границей

News image

Россияне все сильнее демонстрируют тягу к знаниям, полученным за границей. Последние годы в стране неуклонно растет сп...

Финансовый вопрос

News image

В школе стоимость обучения обычно фиксированная (ну или хотя бы можно посчитать ориентировочную стоимость учебников (е...

Виды обучения:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

News image

Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных часте...

Что такое продуктивное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Современный экономический словарь говорит, что «продуктивность – это величина, характеризующая объем получаемого полез...

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на разви...

Авторизация