Дистанционное обучение. Ограничения

Образование - Дистанционное образование

дистанционное обучение. ограничения

Так часто можно слышать о достоинствах дистанционного образования, что оно вообще кажется панацеей. Иногда у некоторых учителей встречается такое огромное желание внести свой вклад в развитие «дистанционных форм обучения», что даже набор презентаций к урокам по определенной теме, записанный на диск, они называют гордо «дистанционный курс». Когда появляется что-нибудь новое, особенно в среде образования, люди видят в этом решение всех проблем.

Для того, чтобы правильно оценить необходимость в дистанционных формах обучения нужно учитывать их недостатки или ограничения. Из них можно выделить две большие группы – организационные и психологические.

Организационные ограничения

Организационные ограничения связаны с тем, что даже самые современные информационные технологии не могут позволить организовать процесс на должном уровне. Например, это относится к специальностям, в которых большое значение имеют практические занятия и занятия в лабораториях. Для хорошей подготовки студентов по естественнонаучным дисциплинам часто требуется серьезное дорогостоящее оборудование, использование которого в индивидуальном порядке (вне лабораторий университета) просто невозможно.

Самые совершенные технологии не могут позволить полноценно участвовать в выполнении групповых практических заданий, участие в тренингах, ролевых играх, в выполнении совместных проектов. Дистанционное образование в большей степени, как мне кажется, расположено к теоретической подготовке.

Ещё одним организационным ограничением является то, что системы дистанционного образования требуют хороших навыков владения компьютером, Интернет и т.д.

Это не позволяет дистанционному образованию быть действительно совершенно демократичным.

Психологические ограничения

Если говорить о психологических ограничениях, то они включают в себя широкий спектр проблем, от особенностей коммуникации с преподавателем, индивидуальных особенностей личности до психологических аспектов восприятия информации. Новое соотношение ролей преподавателя и студента может оказаться трудным для усвоения. При личном авторитете преподавателя, личном контакте с ним у студентов может формироваться мотивация к обучению. С одной стороны, хороший преподаватель может вдохновлять студента, с другой – контролировать и стимулировать. В дистанционном обучении мотивация зависитисключительно от студента.

Это подтверждают также психологические требования к адаптации студентов дистанционных форм.

Постоянная работа с компьютером может утомлять студентов, она очень сложна для тех, кого называют аудиалами, так как лучше всего они усваивают информацию на слух. От способа подачи материалов, вплоть до цвета и размера шрифта, зависит качество обучения. Особенно актуально это для тех, кто все курсы в рамках получения высшего образования проходит в дистанционном режиме, так как нагрузка очень велика.

Таким образом дистанционное обучение требует от учащихся специфических навыков владения информационными технологиями, требует высокого уровня индивидуальной ответственности и самоконтроля, что для студентов особенно младших курсов часто очень сложно. Дистанционное обучение ограничивает внутригрупповую коммуникацию студентов, что с одной стороны, ставит их в некомфортные психологические условия, а с другой, не позволяет осваивать практические навыки при работе в группе.

Это те вещи, про которые нельзя забывать в стремлении к новым веяниям технологического прогресса в образовании.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Итог о модели плюс

News image

Теперь понятно, что Модель-плюс не исчерпывается беспочвенными надеждами на лучшее, а вмещает два аспекта - ретроспект...

Об индивидуальных подходах в школах

News image

Благоприятной ситуацией для обучения традиционно считается такая, где способ преподавания соответствует способу усвоен...

Диагностика тревожности

News image

Было проведено углубленное психологическое обследование детей, характеризующихся высокой школьной тревожностью и устой...

Виды обучения:

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Что такое продуктивное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Современный экономический словарь говорит, что «продуктивность – это величина, характеризующая объем получаемого полез...

Авторизация