Дистанционное обучение. Ограничения

Образование - Дистанционное образование

дистанционное обучение. ограничения

Так часто можно слышать о достоинствах дистанционного образования, что оно вообще кажется панацеей. Иногда у некоторых учителей встречается такое огромное желание внести свой вклад в развитие «дистанционных форм обучения», что даже набор презентаций к урокам по определенной теме, записанный на диск, они называют гордо «дистанционный курс». Когда появляется что-нибудь новое, особенно в среде образования, люди видят в этом решение всех проблем.

Для того, чтобы правильно оценить необходимость в дистанционных формах обучения нужно учитывать их недостатки или ограничения. Из них можно выделить две большие группы – организационные и психологические.

Организационные ограничения

Организационные ограничения связаны с тем, что даже самые современные информационные технологии не могут позволить организовать процесс на должном уровне. Например, это относится к специальностям, в которых большое значение имеют практические занятия и занятия в лабораториях. Для хорошей подготовки студентов по естественнонаучным дисциплинам часто требуется серьезное дорогостоящее оборудование, использование которого в индивидуальном порядке (вне лабораторий университета) просто невозможно.

Самые совершенные технологии не могут позволить полноценно участвовать в выполнении групповых практических заданий, участие в тренингах, ролевых играх, в выполнении совместных проектов. Дистанционное образование в большей степени, как мне кажется, расположено к теоретической подготовке.

Ещё одним организационным ограничением является то, что системы дистанционного образования требуют хороших навыков владения компьютером, Интернет и т.д.

Это не позволяет дистанционному образованию быть действительно совершенно демократичным.

Психологические ограничения

Если говорить о психологических ограничениях, то они включают в себя широкий спектр проблем, от особенностей коммуникации с преподавателем, индивидуальных особенностей личности до психологических аспектов восприятия информации. Новое соотношение ролей преподавателя и студента может оказаться трудным для усвоения. При личном авторитете преподавателя, личном контакте с ним у студентов может формироваться мотивация к обучению. С одной стороны, хороший преподаватель может вдохновлять студента, с другой – контролировать и стимулировать. В дистанционном обучении мотивация зависитисключительно от студента.

Это подтверждают также психологические требования к адаптации студентов дистанционных форм.

Постоянная работа с компьютером может утомлять студентов, она очень сложна для тех, кого называют аудиалами, так как лучше всего они усваивают информацию на слух. От способа подачи материалов, вплоть до цвета и размера шрифта, зависит качество обучения. Особенно актуально это для тех, кто все курсы в рамках получения высшего образования проходит в дистанционном режиме, так как нагрузка очень велика.

Таким образом дистанционное обучение требует от учащихся специфических навыков владения информационными технологиями, требует высокого уровня индивидуальной ответственности и самоконтроля, что для студентов особенно младших курсов часто очень сложно. Дистанционное обучение ограничивает внутригрупповую коммуникацию студентов, что с одной стороны, ставит их в некомфортные психологические условия, а с другой, не позволяет осваивать практические навыки при работе в группе.

Это те вещи, про которые нельзя забывать в стремлении к новым веяниям технологического прогресса в образовании.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Кого мы обучаем - реальных учеников или модели?

News image

Современное человекознание располагает следующей важной для практики образования концепцией. Деятельность человека рег...

Проблемы современной школы

News image

Ребенок, поступая школу, переходит в новую для него жизнь, попадает в новое общество, в котором предстоит формироватьс...

Школьное образование в Америке, Великобритании и в Германии

News image

Считается, что не стоит ехать в Америку учить физику, биологию, математику, поскольку эти предметы лучше преподают в Р...

Виды обучения:

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Альтернативное обучение

News image

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет...

Что делать со свободой? Подводные камни домашнего образования

News image

Моцарт и Бородин, Грибоедов и Бунин, Агата Кристи и многие, многие другие таланты получили домашнее образование. Сегод...

Авторизация