Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт

Образование - Дистанционное образование

дистанционное обучение: возможности и реальный опыт

Под дистанционным обучением следует понимать такую организацию обучения, при которой студент получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.

Любая система дистанционного обучения (СДО) должна гарантировать высокую доступность к учебным материалам и соблюдать непрерывность доступа во времени. При этом условии дистанционное обучение действительно будет удовлетворять требованиям рынка образования. В последние годы как никогда повысилась роль образования. Если до начала прошлого века образование скорее получали для развития личности обучающегося, то теперь оно играет главную составляющую успешной карьеры. Согласно исследованиям Хантингтона, ученого из Гарвардского университета, сейчас около 90% рабочих мест в мире требуют высшего и специального образования, тогда как в начале прошлого столетия эта цифра составляла всего 10-15%. Это свидетельствует о том, что образование превратилось в продукт массового спроса.

Более того, сделав образование массовым, необходимо обеспечить его актуальность. Учитывая скорость изменения современных технологий, можно представить, какие требования предъявляются к свежести учебного материала. Уже в 60-х годах прошлого века традиционное очное обучение не справлялось с объемами рынка. В дальнейшем выяснилось, что темп обновлений программ очного обучения отставал от динамики прогресса технологий. Таким образом, возникновение в конце 60-х первых дистанционных систем и курсов было не только оправданно, но и весьма своевременно.

Люди все чаще меняли место работы, изменялись приоритеты профессий. Проблема переподготовки и переквалификации становилась все более злободневной. Дистанционное обучение динамично развивалось и во второй половине 90-х появилось и в России. Тогда многие компании возлагали большие надежды на дистанционное обучение. Оно обещало колоссальную экономию, не требовало командировочных расходов, позволяло не исключать специалистов из рабочего процесса на период обучения, в короткие сроки подготовить любое количество сотрудников.

Однако вскоре выяснилось, что в российских условиях достичь полноценного развития дистанционного обучения невозможно. Сказывались недостаток компьютеров, низкая информированность и, как следствие, недоверие пользователей. Мало у кого была возможность в домашних условиях попробовать учиться дистанционно. В основном данное обучение внедрялось на рабочих местах. Но и тут не все оказалось гладко. Спонтанно построенный рабочий день российского служащего значительно отличался от упорядоченного дня западного менеджера. Если последний мог посвящать дистанционному обучению строго определенный отрезок времени в течение своего рабочего дня, то сотрудник российской компании такими возможностями не располагал - его элементарно отвлекали. Эта проблема существует и сейчас. Следовательно, возникали претензии к качеству дистанционного обучения - в таких условиях трудно было подсчитать время, затраченное на изучение, а значит, под вопрос ставилась его эффективность.

И все-таки дистанционное обучение работает там, где трудно организовать любое другое. Традиционно с его помощью на предприятиях решают вопросы массового обучения сотен сотрудников навыкам работы с различными офисными приложениями, например с программой. Крупной корпорации дистанционное обучение позволяет организовать одновременную подготовку кадров во всех своих филиалах независимо от их удаленности от главного офиса.

Дистанционное обучение, как никакое другое, легко адаптируется к специфике деятельности конкретной организации и даже к уровню индивидуальной подготовленности каждого сотрудника. Система тестирования подскажет новому слушателю, с какого раздела ему стоит начать обучение. Если обновляется технология или версия курса, то систему можно быстро адаптировать к таким изменениям. Таким образом, дистанционное обучение позволяет избежать устаревания знаний и потери квалификации специалистов компании, что важно в условиях динамично меняющихся технологий.

Не всякий материал можно изучать дистанционно. Существуют определенные ограничения и рекомендации на использование дистанционного обучения. Чтобы разобраться в ситуации, следует обратить внимание на специфику дистанционной формы. Как правило, обучение принято подразделять на развивающее и тренинг . Первое предполагает получение студентом новых знаний. Тренинг же направлен на выработку практических навыков. Нетрудно догадаться, что усвоение нового материала пройдет успешнее, если материал объяснит преподаватель. Таким образом, очная форма обучения более эффективна. И чем сложнее изучаемая технология, тем больше ограничений накладывается на использование дистанционной формы.

С другой стороны, наличие преподавателя необязательно, если речь идет о тренинге, т.е. об отработке конкретных навыков. Зачастую для этого требуется много часов, например для решения сложных уравнений, написания программы, настройки сети. Постоянное присутствие наставника становится не только технически сложным, но и неоправданным.

Тренинг способен во много раз повысить эффективность учебного процесса. Это связано с самостоятельной работой над материалом. Как известно, на очных лекциях в среднем слушатели усваивают не более 20%, если просто слушают, и не более 40%, если записывают. Дистанционные курсы позволяют на 60% и более повысить эффективность обучения благодаря возможности на практике отработать полученные знания.

Однако что делать, если при выполнении какого-нибудь упражнения у слушателя возникают вопросы, без ответа на которые он не может продолжить обучение. Любая система обеспечивает решение этой проблемы несколькими способами и довольно эффективно. Многие СДО поддерживают online-конференции, разграниченные не только тематически, но и хронологически, т.е. по урокам. Помимо собственных вопросов слушатель может воспользоваться готовой базой знаний, собранной в конференции из вопросов предыдущих слушателей. Кроме того, зачастую поддерживается общение в режиме чата с преподавателем, по телефону (если нет Интернета) или по электронной почте (если вопрос сложный и требует подробного многострочного ответа), возможна также организация разовых очных консультаций и семинаров, если позволяет географическая близость.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Минусы Модели-минус

News image

Трудно найти человека, который, посещая школу, хотя бы раз не услышал слова характеристика по своему или чужому адре...

Четвертое, чему учит школа

News image

авторитарность школы. Учитель – бог. Ученики ждут, когда учитель скажет им что нужно делать. Даже в Вооруженных Силах ...

Приложение. Ретроспективная характеристика учащегося

News image

Ретроспективная характеристика учащегося Опорные вопросы 1. С чем не справлялся ученик Х? Каковы симптомы неблаг...

Виды обучения:

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Что такое продуктивное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Современный экономический словарь говорит, что «продуктивность – это величина, характеризующая объем получаемого полез...

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на разви...

Авторизация