Во избежание путаницы следует сказать, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному. Исторически, с 19 века, сложилось противопоставление формального и реального образования.
Формальное образование ориентировано на освоение инвариантов и универсалий культуры: классических языков, формальных языков (логика и математика), основ наук, классического искусства. Идеалы воспитания в формальном образовании черпаются из классической литературы или из биографий героической истории. Подготовка в формальном образовании ориентирована на высшие слои общества, готовятся аристократы, элита.
Наоборот, реальное образование построено на основании содержания современной деятельности. Изучаются современные науки, актуально необходимое знание. Воспитание и подготовка ориентированы на идеалы и образцы среднего класса.
Неформальное же образование противопоставлено формализованному, а не формальному. Неформальное образование это скорее общественное, иногда частное, а не государственное. И государственное изначально строится как формализованное, а частное образование достаточно быстро формализуется и бюрократизируется.
Если рассматривать образование в масштабах большой истории, то оно практически всегда было скорее неформальным. Формализация характерна,
во-первых, для средневекового образования под контролем католической или православной церквей. В память о такой предельно формализованной школе остался термин схоластика .
Во-вторых, формализация присуща честному образованию, построенному как сфера услуг, когда образовательные услуги продаются на свободном рынке. И тогда производство услуг формализуется, приспосабливается к спросу, к потребностям и запросам потребителей.
В-третьих, образование формализуется тогда, когда оно огосударствляется и бюрократизируется. Национальные государства Европы, начиная с 17-18 веков (эпоха централизованных государств и абсолютистских монархий) активно внедрялось в образовательную сферу и к 19-20 векам практически все образование в континентальной Европе стало государственным. В меньшей степени это затронуло Англию, и практически совсем не затронуло США. Поэтому в Европе неформальное образование развивалось как альтернатива государственному и формализованному и воспринималось как нечто новое. К нему относились с некоторым недоверием.
В США, где государство долгое время, практически до 60-х годов ХХ века2, воздерживалось от вмешательства в сферу образования, нет не только противопоставления неформального образования формализованному, но и границу между ними порой трудно провести. Взаимовлияние частного, государственного, общественного, конфессионального образования в США способствует их сближению, и требует от всех типов образования стандартизации и технологизации. Поэтому мода на педагогические стандарты и технологии возникает в ХХ веке в США и оттуда распространяется на весь остальной мир. Причем, тон в этой моде задает как раз неформальное, реже частное образование. И только потом те или иные стандарты и технологии перенимаются государственной системой образования и формализуются.
Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения.
Из такого понимания отношений между формализованным и неформальным образованием следует несколько выводов:
Во-первых, формализованное и неформальное образование должны быть технологически совместимы между собой. Для осуществления совместимости и конвертируемости различных систем образования собственно и необходимы стандартизация и стандарты как нормы и эталоны.
Во-вторых, неформальное образование не предполагает отказа от стандартов и технологий. Просто стандарты и технологии в неформальном образовании никто не утверждает. Образовательные процессы в сфере неформального образования могут использовать разные стандарты, системы стандартов и подходы к ним. Люди и учреждения неформального образования могут с легкостью менять стандарты, создавать новые, совмещать технологии.
В-третьих, формализованные системы образования изначально создаются по некоему утвержденному стандарту, и организованно реформируются при переходе от одной системы стандартов к другой. В неформальном образовании стандарты возникают, рефлектируются и оформляются. Системы стандартов развиваются и эволюционируют в сфере неформального образования. Можно сказать, что формализованное образование возникает вследствие стандартизации, а в неформальном образовании возникают сами стандарты, или именно там и происходит процесс стандартизации.
Читайте: |
---|