Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет в первый класс. Необходимость альтернативной формы обучения для школьника может возникнуть в связи с его здоровьем, отставанием в учебе или, наоборот, выраженной одаренностью по сравнению со сверстниками.
Чем же хороша альтернативная школа? Здесь уважают учеников, а не Систему. Школьники могут сами выбирать темп и форму подачи материала во время урока. Гибкий учебный план учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Принципы обучения — общая забота учителей и учеников. Традиционные педагогические правила не отвергаются, новые идеи приветствуются.
Виды альтернативного обучения:
Экстернат. Под этим строгим словом подразумевается порядок сдачи экзаменов по курсу полной средней общеобразовательной школы для тех, кто в ней не обучался. Ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как и с кем он занимался, никого волновать не должно.
Если вы решились на экстернат, то, по российскому законодательству, любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить вам возможность сдачи школьной программы экстерном.
Система школ Монтессори. Лицензированная система школ, которая относится к ученикам как к «независимым учащимся». К сожалению, эта система рассчитана только на детей до шести лет. Поэтому современные школы могут всего лишь взять на вооружение «Монтессори-принципы».
Вальдорфская система образования, или школа «американского» типа, — крупнейшее и все более ширящееся в мире движение (всего — около 800 школ в различных странах). Чтению начинают учить со второго класса, хотя детей и знакомят с буквами. Классный преподаватель обучает, наблюдает и опекает детей в течение восьми лет, на протяжении всей их школьной жизни.
Учебников в вальдорфских школах нет: учащиеся обходятся одной рабочей тетрадью. Старшеклассники используют учебники как дополнение к основным занятиям. В России вальдорфские школы существуют лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве).
Школа академика Щетинина представляет собой общину, которая находится в лесу. В этом, по сути, маленьком государстве нет одновозрастных классов, учебников и уроков. В основе деятельности школы — пять «китов»:
нравственно-духовное развитие каждого;
устремленность к познанию;
труд (точнее, любовь к труду в любых проявлениях: например, все корпуса школы построены самими учениками);
формирование чувства прекрасного, утверждение прекрасного во всем;
мощная физическая подготовка каждого.
К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым Школу-Парк(Екатеринбург).
Принципы этой школы — отказ от обязательных занятий, от одновозрастных учебных групп и почти полностью — от оценок. Учащихся не делят на классы, а у каждого учителя (руководителя студии) есть «воспитанники»-подмастерья.
Как считает основатель Школы-Парка, лучший документ об образовании — портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика. На нем-то и следует основываться при приеме в вуз и на работу.
Домашнее обучение. На это могут пойти далеко не все родители, да и трудно представить в наше время развитие ребенка без школы и общения. Однако же раньше домашнее образование было повсеместным. Если есть сильные преподаватели и хорошая гувернантка, можно на дому получить блестящее образование. Правда, обучаемый может столкнуться с определенными трудностями в будущем.
Альтернативные школы сейчас существуют в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). И эта деятельность не лицензируется. Кстати, документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает.
Читайте: |
---|