Образование - Дистанционное образование
Дистанционное обучение – понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше было довольно популярно заочное обучение, когда задания из вуза присылались студенту по почте. Теперь, с развитием Интернета, сохранять дистанцию стало еще проще, и уже сегодня в глобальной сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования.
Считается, что ДО не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного образования.
Получается, что учиться нужно будет всю жизнь, но как совместить это с работой? Именно здесь на помощь приходят технологии ДО. Достоинства такого подхода к образованию очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабируемость. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то лекцию, записанную на видео и переданную через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и профессиональных.
Для вузов и других образовательных организаций дистанционное обучение может стать серьезным источником дохода, поскольку затраты на него значительно ниже, чем на ведение живого образовательного процесса. Для студентов ДО также выгодно в силу своей дешевизны и гибкости. Более того, Интернет сегодня дает возможность получать образование людям, которые проживают вдали от крупных образовательных центров, что особенно важно, учитывая отечественную специфику.
Ну и наконец, пожалуй, самое главное достоинство ДО в контексте развития новой модели непрерывного образования – учиться можно будет практически из любого места и в любое время. Никаких проблем с расписанием занятий и пробками по дороге в вуз!
По словам Ильи Купермана, руководителя Департамента международного сотрудничества Современной гуманитарной академии (СГА), сегодня можно говорить о настоящей революции в образовании. ‘’Высочайшим качеством подготовки своих выпускников вузы, использующие дистанционные технологии, доказали миру,что будущее именно за ними, – отмечает он. – Дистанционные технологии не только имеют право на существование, но и во многом превосходят традиционные подходы к обучению. Представители консервативных вузов, конечно, могут высказывать свое мнение, но существует объективная реальность. Кембридж, Гарвард, MIT, Нью-Йоркский университет, да и любой другой престижный вуз мира – все они вот уже несколько лет применяют дистанционные технологии во всех областях своей работы’’.
Развитие ДО в России происходит на фоне серьезных изменений на мировом рынке образовательных услуг. Основным вектором этих изменений является глобализация. Об этом рассказывает Елена Тимушева, ведущий эксперт по вопросам дистанционного обучения Открытого университета бизнеса и технологий: Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают вузы следовать принципу ''Наш диплом – для гражданина мира’’. В этом контексте дистанционное обучение, еще недавно принимавшееся как вспомогательный компонент, все больше обосабливается в самостоятельную, четко выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны и образовательные институты. Сейчас ведущие институты, университеты, колледжи в обязательном порядке разворачивают у себя системы дистанционного обучения, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от его гражданства и местонахождения''.
Не секрет, что сегодня отечественное образование в целом переживает не самые лучшие времена. В первую очередь это связано с затянувшимся переходным периодом, переводом образовательных услуг на рыночную основу. О трудностях и проблемах сейчас говорят очень много. Попробуем посмотреть на них в перспективе ДО. Комментирует Елена Тимушева: ''Если конструктивно подойти к вопросу влияния дистанционных форм обучения на решение проблем отечественной образовательной системы, то нельзя не заметить, что такое обучение является более дешевым, чем традиционное, и, следовательно, может сделать образование более доступным. Немаловажный фактор здесь – это наша огромная территория, дороговизна транспорта и т.п. Все это тоже оказывает существенное негативное влияние на возможность приобщиться к получению образования у лучших профессоров, представителей бизнес-сообщества. Как раз дистанционные формы обучения, используя всю мощь современных интернет - и мультимедийных технологий, смогут существенно расширить аудиторию слушателей лидеров сферы образования. Ну и еще хотелось бы обозначить такую функцию дистанционных форм образования, как стирание международных границ и предоставление нашим гражданам возможности знакомиться в мировыми образовательными сообществами и не оставаться в стороне от мировых процессов''.
Впрочем, интеграция российского рынка образовательных услуг в международный вызывает у представителей отечественных вузов и вполне понятное беспокойство. Владимир Бабешко отмечает: ''Перспективы вхождения России в ВТО таят в себе опасность захвата зарубежным образованием отечественного образовательного рынка. И это еще одна причина уделить вопросам качества образования (а следовательно, вопросам повышения его конкурентоспособности) пристальное внимание .
Представители вузов единодушны в том, что одним из главных препятствий для развития ДО в России является несовершенство законодательной базы. По словам Елены Тимушевой, российская образовательная практика до сих пор не имеет документа, в полной мере регламентирующего применение дистанционных образовательных технологий, а те, что имеются, не отвечают на большинство вопросов организаторов учебного процесса. До сегодняшнего дня к образовательным программам, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий, применяются те же нормативы, что и к традиционным, – рассказывает она. – Несмотря на явную абсурдность такой ситуации, для студента, обучающегося дистанционно, сегодня нужны те же 10,5 кв. метров площадей, что и для студента гуманитарно-социального профиля, обучающегося очно. До настоящего времени при учете библиотечного фонда не учитывается литература, хранящаяся в электронной библиотеке, и так далее .
Вообще, большинство проблем ДО в нашей стране достаточно очевидны, фактически они являются оборотной стороной его достоинств. В России, где ДО потенциально имеет самые радужные перспективы из-за огромных расстояний между образовательными центрами, сегодня все еще достаточно слабо развита инфраструктура Интернета, а ее модернизация в расчете на каждого жителя обходится очень дорого: в среднем в 5–6 раз дороже, чем в Западной Европе. При этом большинство населения страны имеет невысокие доходы и низкую компьютерную грамотность, что тоже существенно мешает становлению массовых программ ДО. Елена Тимушева указывает и на чисто психологические трудности, мешающие развитию ДО: Нельзя списывать со счетов и особенности нашего менталитета, в котором заложено отношение к образованию, как, с одной стороны, к чему-то сверхценному и желательно бесплатному, а с другой – как к обязательному и принудительному. Проще говоря, мотивация на самообучение без принуждения и контроля со стороны в нашем обществе пока еще только развивается .
На пути ДО стоит и консерватизм отечественных академических кругов. Об этом рассказывает Сергей Исаев, проректор по стратегическому планированию и научно-исследовательской работе Евразийского открытого института: Поскольку дистанционное обучение не в полной мере вписывается в традиционное представление об образовании, оно встречает острое противодействие со стороны определенной части академического сообщества. Под лозунгом сохранения традиционно высокого качества российского образования осуществляются попытки воспрепятствовать внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий. Многих не устраивают необходимость изучения современных технологий, разработки новых педагогических приемов и теорий, изменение самой парадигмы образования, в которой на передний план выходит не профессор, возвышающийся на кафедре, а студент как главный, основной потребитель образовательной услуги .
И все-таки, несмотря на подобное противодействие со стороны консерваторов, мало кто сомневается, что ДО будет продолжать привлекать к себе новых сторонников. И в первую очередь это, конечно, касается студентов. Здесь есть достаточно неожиданные наблюдения, о которых рассказывает Владимир Бабешко: Не секрет, что степень практического освоения современных информационно-коммуникационных технологий студентами сегодня зачастую превышает степень их освоения многими преподавателями вузов. Нам приходится бороться с этим отставанием наших коллег многочисленными программами дополнительного образования и переподготовки.
Читайте: |
---|