Педагогическая философия

Образование - Недостатки современной системы образования

педагогическая философия

Иногда задумываюсь: что держит меня и моих коллег в школе? Не зарплата же. Привычка, боязнь что-то менять? Нет. Все - таки любовь к этим непослушным, неугомонным мальчишкам и девчонкам.

Нас, учителей, любят ругать и родители, и газеты. Чуть где случится криминал – виноват учитель: не досмотрел, не рассказал, не воспитал. Только о самом учителе мало кто думает. Ему непозволительно иметь слабости, болеть, мечтать о заморских путешествиях и красивой одежде. Все твердо уверены: учитель должен работать только за идею. А о том, что ему нужно просто физически выжить, не думают. «Не хлебом единым жив человек», - любят повторять библейское. Но без него не обойтись. И о каких духовных высотах может мечтать голодный педагог, если все его силы уходят на борьбу за выживание, на мечту приобрести новую пару туфель или костюм к первому сентября…

О важности профессии любят вспоминать в День учителя. Тогда нас заваливают цветами ученики и их родители, точно мы бронзовые постаменты, приходят поздравительные открытки. Президент вспоминает, что мы – ведущая фигура общества. И все остается по-прежнему. Немодно и бедно одетая учительница пытается говорить перед шикарно наряженными старшеклассниками о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Пытается развивать у них тонкий вкус и изящные манеры, хотя сама уже давно не может сходить в театр или на выставку – для учительского бюджета это непозволительная роскошь.

«Что делать?» и «Кто виноват?» - опять повторяем мы вслед за Чернышевским и Герценом. Да просто надо вспоминать об учителе и хотя бы немного заботиться о нем, относиться к нему с уважением. Сирых и убогих можно пожалеть, им можно кинуть монетку в шапку, но у них нельзя учиться! Кто захочет следовать самым мудрым советам, которые идут из уст человека, который сам себя считает неудачником. Приходя на урок, мы несем с собой свой взгляд на этот мир, свое отношение к нему и если мы считаем себя людьми неуспешными, странно ожидать удачливых учеников. Как бы не было трудно, я не хочу, чтобы все считали, что государство мне не доплатило. У меня все хорошо!

Итак, вот уже восьмой год мы живем в XXI веке. На мой взгляд, главным вопросом школы должен встать такой: Перед какими проблемами окажется наш сегодняшний первоклассник, а в 2020 году выпускник школы? Какими качествами он должен обладать, чтобы достойно жить и трудиться в первой половине XXI века?

Думаю, что нынешний век не стал менее проблемным, время востребует нового человека – исследователя проблем, а не просто исполнителя.

Человек – изменчивая и постоянно изменяющаяся личность. В природе каждого заложен огромный потенциал внутренних возможностей для саморазвития. Любой индивид не исчерпаем, предугадать его будущее нелегко. Ученик – строитель собственной жизни, и он творит ее ежедневно, ежемоментно. Миссия учителя – помогать каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание и вместе восходить на новый уровень развития. От прогнозирования зависит выбор стратегии и тактики обучения в сегодняшней школе и на сегодняшнем уроке.

Основа для развития индивидуальности – деятельностная система обучения, идущая от развития сущностных сил ребенка. В основе ее лежит сотрудничество на уроке между учителем и учеником, которое происходит при глубоком диалоге, охватывающем не только сиюминутное состояние участников, но и их прошлое и будущее, их жизненный опыт. Через такой диалог происходит обогащение мира ученика и учителя.

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, открывающей широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребенка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания.

Организация учебно-поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у обучающихся – это одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности.

Педагогическая деятельность требует, на мой взгляд, рационального отбора содержания урока, соответствия применяемых методов и приемов самостоятельной поисковой и исследовательской работы поставленным целям и задачам. Оптимальное сочетание содержания образования, используемых методов, приемов и форм организации познавательной деятельности при наличии к этому творческого подхода учителя – вот главные условия для активного саморазвития учащихся.

Свою педагогическую миссию я вижу в том, чтобы воспитать свободную личность со сформированной индивидуальной картиной мира, со своим пониманием и ответственностью перед ним. Пожалуй, это и есть основа моей педагогической философии.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Диагностика мотивации учения

News image

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего обра...

Недостатки современной системы образования

News image

В современном мире прогресс добрался практически до всех отраслей деятельности и существования человека, исключение со...

О чем стоит подумать, переходя на домашнее обучение?

News image

Вы задумались о переходе вашего ребенка на домашнее обучение? На сегодняшний день на эту тему информации столько, что,...

Виды обучения:

Виды образования

News image

Виды образования. 1-формальное образование 2-неофициальное образование, 3-неофициальное образование. Формальное ...

Неформальное и формализованное образование

News image

Во избежание путаницы следует сказать, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному. Историч...

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

News image

Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных часте...

Авторизация