Учиться в лучших вузах можно через интернет

Образование - Дистанционное образование

учиться в лучших вузах можно через интернет

«Хочу получать второе высшее, но понимаю, что уже не потяну ходить в университет, пропадать там на сессиях и совмещать это с работой. Подумываю о дистанционном обучении — теперь даже профессию можно нормальную так получить, но насчет качества сомневаюсь», — делится выпускница столичного вуза Елена.

Подобные сомнения терзают всех, кого привлекает «корочка» без посещения вуза. Главным образом на это мнение повлияла многочисленная реклама странных вузов с якобы известными именами, предлагающими качественное высшее образование дистанционно. Понятно, что хорошего эффекта от такой учебы не добьешься.

Но как быть тем, у кого действительно нет времени на поездки в университет, тем более если он находится в другом городе? В таком случае дистанционное обучение спасает. Только к выбору вуза и специальности нужно подходить с крайней осторожностью.

Где, как и за сколько

В основном дистанционное обучение интересует региональных студентов, которые не прошли по конкурсу в столичные вузы. Именно поэтому некоторые московские гуманитарные университеты предлагают получить диплом, не отходя от компьютера.

Подобную услугу предлагают в РГГУ по самым популярным специальностям. Также достаточно широкое распространение «дистанционка» получила в МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики). Местные специалисты подчеркивают: лекции можно прослушивать даже в московских пробках.

«Мы не злоупотребляем лекциями, а сразу рассматриваем реальные кейсы наших слушателей, устраиваем дистанционные трансляции в региональные центры. Возможность просматривать видеолекции дома либо защищать дипломную работу в режиме телемоста, не выезжая из родного региона, с благодарностью вспоминается нашими выпускниками», — делится опытом научный руководитель программы «MBA в строительстве» МЭСИ Наталья Верстина.

Целый факультет дистанционного обучения есть в РГГУ. Шесть кафедр, 11–12 специальностей, самые популярные среди студентов вуза. Среди них — документоведение, архивоведение, менеджмент организации, экономика управления на предприятии, связи с общественностью.

Популярно дистанционное обучение и среди разнообразных бизнес-школ.

Например, London School of Business and Finance выкладывает свои материалы в соцсети Facebook, и любой зарегистрированный пользователь может бесплатно их просматривать. Такие бизнес-школы, как INSEAD и IMD, делают бесплатную рассылку с аудио - и видеолекциями своих занятий», — отмечает ведущий эксперт департамента по работе с бизнес-школами компании по образовательному консалтингу Begin Group Антон Рягузов.

Конечно, для того чтобы получить диплом любой из этих школ, прослушать лекции недостаточно. Для «корочек» нужно оплатить обучение и пройти все основные курсы. Однако понять, ваше ли это, и опробовать себя в роли студента одной из бизнес-школ можно, не выходя из дома.

Это не образование — это халтура

Безусловно, возможность дистанционного обучения во многом зависит от специализации. Так, если гуманитарий может получить действительно неплохое образование даже онлайн, то студентам технических специальностей такая форма обучения — что мертвому припарка. Особенно остро это ощущается на разного рода инженерах.

«Я считаю, что когда мы говорим о первом высшем образовании, то мы говорим об обучении плюс воспитании. Дистанционно воспитать очень трудно. При любой форме должен присутствовать преподаватель, его личность, его авторитет. Когда мы говорим о первом образовании, оно не может быть абсолютно дистанционным. Это халтура», — высказывает свое мнение первый проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Евгений Юдин.

В то же время в «Бауманке» подчеркивают необходимость использования информационных технологий в классической форме обучения.

«Форма дистанционного образования у нас реализуется в следующем виде. Для студентов мы проводим лабораторный практикум удаленного доступа. У нас есть уникальные установки, которые находятся в единственном экземпляре в стране, например на МКС. Студентов туда не привезти, но они могут участвовать в работе онлайн, могут пользоваться результатами исследований и работы установки», — отмечает Евгений Юдин.

Кроме того, в университете есть внутренняя сеть, по которой студенты, не выходя из общежития, могут работать с различными учебными материалами.

«Но хочу подчеркнуть, что инженера дистанционно подготовить нельзя. К тому же русский человек настолько изобретателен, что может сдать экзамен дистанционно вовсе не сам. Знания необходимо проверять только лично».

Онлайн-общение для всех

Но есть и те категории студентов, для которых дистанционное обучение — единственная возможность получить высшее образование. К таким, например, относятся дети с ограниченными физическими возможностями или же те, кто не может выбраться из регионов для обучения в столице.

«В РГГУ в декабре 2007 года был открыт факультет дистанционного обучения, где обучение студентов происходит с использованием дистанционных технологий. Во многих регионах на сервере студент получает доступ к учебному плану, где есть материалы, доступ к библио-теке РГГУ, вопросы по курсу, хрестоматийный охват по литературе по курсу, контрольные материалы, тесты, вопросы, на которые нужно ответить», — рассказывает о своем опыте работы замначальника управления регионального развития РГГУ Людмила Кузнецова.

Параллельно каждые выходные в течение почти 12 часов проводится онлайн-вещание. Студенты могут участвовать в семинарах и конференциях по телемосту.

Кроме того, по видеосвязи проходят зачеты и экзамены. Есть и видеофильмы. Каждая лекция отдельного преподавателя записывается и загружается в архив. Открыть их можно в любой момент. Если у студента есть желание пообщаться с преподавателем индивидуально, он может сделать это прямо в блоге на сервере, либо по «Скайпу», либо по e-mail.

«Как видите, мы не лишаем студента возможности общаться и показывать свои знания лично», — отмечает Людмила Кузнецова.

Кому это нужно

Все эксперты в один голос твердят: дистанционное образование не должно быть первым получаемым высшим образованием за исключением редких случаев. Кроме основного диплома это может быть повышение квалификации или переподготовка кадров.

Но если тот или иной регион достаточно продвинут в плане связи, человек может спокойно получить доступ. Это как молодые мамы, сидящие с детьми, так и служащие офисов, которые с удовольствием используют такую возможность.

«Когда ты начинаешь работать, данная форма обучения дает тебе свободу, как экстернат: сдаешь экзамены и зачеты, когда хочешь, смотришь библиотеку, общаешься с преподавателем», — отмечают в РГГУ.

В главном университете страны роль «дистанционки» в системе образования также не отрицают: удобно, инновационно, быстро.

«Это актуально для России с ее огромной территорией. Большие корпорации часто имеют филиалы в разных городах, — отмечает заместитель декана по учебной работе Высшей школы инновационного бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова Екатерина Фортыгина. — Но в России нет стандартов дистанционного обучения. С одной стороны, это плюс: в программу можно включать любые элементы. С другой — минус, так как эти стандарты могут быть приняты в любой момент, и тогда программу придется заново переделывать».

Что ждет тех, кто получил диплом дистанционно

Брать на работу специалиста с дипломом о дистанционном высшем образовании — все равно что брать кота в мешке, считают эксперты в области образования и рынка труда. Трудоустроиться с «удаленным» дипломом пока сложно.

«Недавно я проводила собеседование с таким „специалистом“. Даже язык не поворачивается назвать его человеком с высшим образованием. Что дает диплом, если ты два слова связать не можешь в той профессии, где говорить нужно», — рассказывает HR-специалист крупного регионального производства Анна.

Девушка занималась поиском сотрудника в отдел по связям с общественностью. На вакансию откликнулся молодой человек со странным дипломом никому не известного вуза. «Вот тебе и обучение дома. Может быть, это вообще все профанация? Диплом просто купил, что может оказаться даже дешевле, чем учиться в этом так называемом университете», — сетует Анна.

Работа с документами

Повезти может тем, кто правильно выбрал вуз с дистанционной формой обучения. Даже если это ваше первое образование, при хорошем подходе к будущей профессии вас оторвут с руками и ногами.

«Всем известно, что РГГУ вырос из Московского государственного историко-архивного института. Это наше основное направление — архивы и документы. Вы видели хоть одну компанию, в которой нет человека по делопроизводству? И лучшие из них — именно наши выпускники», — рассказывает замначальника управления регионального развития РГГУ Людмила Кузнецова.

В этом случае повысить свою квалификацию могут даже секретари, которым так или иначе приходится иметь дело с документами, а зачастую именно это и является их основной работой. Возможно, с соответствующей квалификацией работодатель и пересмотрит зарплату секретаря в сторону повышения.

Бизнес-школы для взрослых

Управленцы, а также руководители среднего звена тоже могут проиндексировать свою зарплату с помощью всевозможных бизнес-школ — при крупных университетах или же в филиалах западных образовательных программ.

«Некоторые бизнес-школы предлагают своим слушателям самостоятельно заниматься обучением, предоставляя им в некоторых случаях на бесплатной основе материалы, необходимые для прохождения программы», — комментирует ведущий эксперт департамента по работе с бизнес-школами компании по образовательному консалтингу Begin Group Антон Рягузов.

Таким образом, получив диплом об окончании подобной школы, руководитель сможет не только улучшить свой доход, но и применить на практике полученные западные стандарты работы.

Инженеров не поймут

Техническим специалистам подобное образование в работе поможет вряд ли. Прежде всего потому, что полученные знания не смогут применяться ими на практике.

«Когда мы говорим о допобразовании, о повышении квалификации, человек платит деньги и знает, что ему это надо. Но дистанционно проверять знания в этой области мы опасаемся», — отмечает особенности первый проректор, проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Евгений Юдин.

По его словам, на второе образование в «Бауманку» иногда приходят гуманитарии, но это заочная форма обучения. Для каждого слушателя в таком случае составляется свой учебный план в зависимости от его знаний. Дистанционно же понять, кому и что нужно, практически нереально.

Будущим педагогам в помощь

Реальную помощь как в повышении квалификации, так и в дополнении к основному образованию дистанционное обучение может оказать педагогам. Практически в 100% случаев работающий учитель не может оторваться от учебного процесса, но повышение квалификации — это дополнительные возможности и деньги. Тем же, кто мечтает о карьере педагога, получить дополнительную «корочку» дистанционно также не будет лишним.

«Чтобы научить ученика, нужно сперва научить учителя. И мы этим занимаемся. А все информационные технологии очень полезны для самоподготовки, для быстроты процесса. С преподавателями этот „трюк“ проходит лучше всего», — делится опытом Евгений Юдин.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

О чем стоит подумать, переходя на домашнее обучение?

News image

Вы задумались о переходе вашего ребенка на домашнее обучение? На сегодняшний день на эту тему информации столько, что,...

Коррекция поведения

News image

В соответствии со сказанным главными направлениями психокоррекционной работы с тревожными учащимися являлись следующие...

Школьное образование в России и за рубежом

News image

Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навык...

Виды обучения:

Альтернативное обучение

News image

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет...

Что такое эвристическое обучение? Инновационные методики обучения

News image

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и ра...

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Авторизация