Образование - Дистанционное образование
«О сколько нам открытий чудных» готовит интернет – число «открытых» организаций самого разного уровня, предлагающих дистанционное образование, явно указывает, что эта часть названия является краеугольным камнем для подобного бизнеса. В то же время «открытый университет», помимо возможности подтвердить полученное образование дипломом, представляет собой целую образовательную концепцию, имеющую отношение не столько к дистанционному образованию, сколько к возможности учиться по самостоятельно выбранному набору дисциплин и делать это без учета предыдущего образования. Дистанционные практики дополнили эту концепцию заметно позже.
Возможности удаленного образования оказались особенно востребованными среди тех, кто не имел образования вообще, хотел получить его дешевле или не имел свободного времени для просиживания штанов за партой. Подходила учеба на расстоянии и тем, кто желал удовлетворить голод к знаниям по индивидуальному меню: в реальности совмещать лекции по истории искусств и квантовой физике удается редко, в виртуальном пространстве выбор курсов ограничивают только требования к уже освоенным знаниям, желания слушателя и глубина его карманов.
К сожалению, большинство «открытых университетов» в России дистанционные технологии не используют, а принципы открытости заявляют только в названии. Например, на сайте учебного заведения заявляют о передовых технологиях организации учебного процесса. В то же время само информационное наполнение интернет-представительства – в идеале единственной точки соприкосновения ученика и обучающей организации – являет собой чистый хаос. Впрочем о том, насколько удален ученик от учителя в российском варианте дистанционного образования, можно еще поспорить.
Начало без конца.Разные вузы подразумевают под дистанционным образованием широкий и не всегда однозначный спектр услуг. Иногда в таком качестве представляют хорошо знакомую по советской высшей школе «заочку». В то же время именно отказ от нее и стимулирует учебные заведения переходить к новым технологиям. О дистанционном образовании говорили давно, а вот реализация затянулась. Сейчас многие российские вузы (по состоянию на февраль 2009 года – более 20%) заявляют, что ими в той или иной степени используются дистанционные образовательные технологии. О своих намерениях начать их использование в ближайшем будущем говорят до половины российских вузов. Замедленное развитие в этом направлении во многом связано с особенностями российского законодательства.
По формам дистанционное обучение довольно существенно отличается – удаленная составляющая учебного курса почти ни чем не ограничена:
1) очная форма обучения использует удаленные технологии с целью индивидуализации условий образования, повышения учебной активности и самостоятельности обучающегося, а также интенсификации процесса;
2) заочная форма предполагает снижение накладных расходов на образование и предоставление возможностей учебной работы вне учебного заведения;
3) самостоятельное изучение программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены.
Традиционное представление о том, что и диплом пришлют по почте, в российской действительности разбивается о преграды со стороны законодательства. Может быть, диплом вам действительно пришлют по почте, но вот на экзамены перед этим все равно нужно явиться лично. Согласно комментариям Федерального центра образовательного законодательства относительно приказа Минобрнауки «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговая аттестация не может быть проведена с использованием дистанционных образовательных технологий. Учиться удаленно на всех стадиях образовательного процесса можно, а вот закончить его нельзя.
Психологи против.Дистанционное образование считается более эффективным: логика подсказывает, что так оно и должно быть. Кризис традиционной школы объясняют сразу несколькими причинами: неспособностью обеспечить всем желающим возможность получения образования, отставанием получаемых знаний от уровня развития технологий, низкой адаптивностью систем образования к различным социально экономическим условиям, специфичностью учебы в рамках одного заведения, а также ограниченностью перечня специальностей в конкретных вузах. В идеале дистанционное образование лишено всех этих недостатков.
Но у традиционных форм есть защитники не только в стенах престижных университетов. Оплот реакционной мысли представляют собой физиологи и гигиенисты. Их исследования говорят, что неплохо бы вначале студентов дистанционных программ «научить учиться» в новом формате. Ведь при работе с компьютером умственная работоспособность обучаемых снижается обратно пропорционально усвоенному объему учебной информации. В итоге ставка на быстрое освоение информации приводит к снижению запоминания. При этом, несмотря на мультимедийный подход к подаче учебного материала при компьютерных формах обучения, утомление глаз наступает в 2–3 раза быстрее. И это притом что в российском дистанционном образовании пока преобладают текстовые электронные учебники. Психологи отмечают, что коэффициент удержания знаний при обучении без наставника, сидящего рядом, в несколько раз ниже, чем при контактном обучении.
Из сказанного можно сделать вывод, что методы дистанционного обучения будут эффективны только лишь для тех, кто уверен в своих силах, а еще лучше – уже имеет опыт самостоятельного освоения больших объемов знаний. То есть, в первую очередь, для желающих получить второе высшее образование или практиков, намеренных ликвидировать недостаток теории.
Образовательный арсенал. Впрочем, из наблюдений ученых можно сделать и другой вывод. Выбирать дистанционное образование стоит только тогда, когда вам предлагают нечто больше, чем просто набор электронных учебников и возможность по Skype обсудить свои академические трудности. Современный дистанционный курс включает в себя широкий инструментарий образовательных инструментов. В первую очередь, выбирая программу, стоит обратить внимание на то, как построено общение с вашим наставником или тьютором. Ведь одно из преимуществ дистанционного образования как раз в том, что ученик получает больше внимания со стороны преподавателей. Опытные ведущие курсов будут отвечать на ваши вопросы, оценивать и комментировать выполненные задания, консультировать индивидуально или вести дискуссию в группах. Не лишним будет выяснить у школы трудовую биографию преподавателей: опыт образовательной работы, а также прошлое в бизнесе. И уж тем более стоит опробовать присутствие в виртуальной аудитории, где проходят занятия. Не лишним будет ознакомление с типичными пособиями: сразу станет ясно, не придется ли провести половину курса под грудой распечаток. Если вам покажут учебные фильмы, предоставят лекции в записи или продемонстрируют возможность участвовать в них в режиме онлайн – это хороший знак.
В дистанционных программах часто используют образовательные среды – программные продукты, позволяющие организовать учебный процесс. Ознакомление с ними сразу даст представление о том, насколько комфортной будет удаленная учеба. Часто в подобных системах заложены возможности, которые позволяют вести совместную работу в группах – как в рамках текстового общения, так и по голосовой связи. Программы могут также выступать в роли библиотеки, содержащей как материалы курсов, так и проверочные задания. Чаще всего библиотечный модуль дополнен возможностью оценить свой прогресс – процент освоенного материала и оценки проверочных работ. Здесь, как и с образовательными материалами, все школы реализуют разные подходы: кто-то создает отдельные программы, кто-то предоставляет доступ через сайт, кто-то разрабатывает софт самостоятельно, а кто-то использует бесплатные инструменты, такие как Moodle (тысячи пользователей по всему миру и 558 сайтов в России).
Резюме. В традиционном российском образовании дистанционные курсы пока не заняли достойного места. Основными стимулами для их разработки стали гранты, связанные с освоением современных методов преподавания, а также отказ ведущих вузов от заочной формы обучения. Работа по внедрению практик дистанционного образования идет, но все же проблемы у него во многом те же, что и у традиционного. Так, по данным ассоциации «Сибирский открытый университет», десяток участников которой предлагают дистанционные образовательные программы, большинство учеников выбирают такие направления для обучения, как «Финансы и кредит» и прочие экономические специальности. Так что при всей широте выбора предлагаемых программ дистанционные технологии от однообразности выпускаемых специалистов российскую систему образования едва ли спасут.
Читайте: |
---|