Образование - Дистанционное образование
Аналитики фиксируют снижение спроса на услуги бизнес-образования. По сравнению с докризисным периодом, когда интерес со стороны частных и корпоративных клиентов постоянно рос на фоне динамичного развития экономики и увеличения доходов, сегодня падение составляет около 30-40%. Вместе с тем уменьшение интереса к классическим программам МВА компенсируется увеличением спроса на новые форматы обучения - краткосрочные и дистанционные программы.
В условиях финансовой нестабильности компании, ранее инвестировавшие в дополнительное профессиональное развитие своих сотрудников, все чаще отказываются от этой практики. Несмотря на то, что работодатели спонсировали учебу лишь 25-30% слушателей, а большинство обучающихся всегда платили за себя сами, это не могло не отразиться на рынке. Тем более что ряд экспертов считает, что доля корпоративных слушателей была гораздо выше.
- Как правило, существенная доля рынка приходилась на корпоративный сегмент (около 50-60%), который под влиянием негативных последствий кризиса заметно сокращается, - объясняет аналитик УК Финам Менеджмент Максим Клягин. - В настоящий момент, испытывая дефицит ликвидности, компании не готовы в прежнем объеме финансировать обучение своих сотрудников. На этом фоне многие образовательные учреждения пересматривают свою ценовую и ассортиментную политику.
Экономия времени и денег - так можно условно обозначить современные тенденции в бизнес-образовании. Краткосрочные и дистанционные программы ориентированы на успешных и занятых людей. Так, при последнем варианте затраты временных ресурсов минимальны - в среднем 1 день в неделю. В остальное время обучение происходит в режиме онлайн. Достаточно войти в интернет в любой точке мира - и открывается доступ ко всем необходимым учебным материалам и преподавателям. Сейчас электронное обучение проникает в обычные программы МВА в виде учебных порталов, вступительных классов и т.п., - рассказывает ректор ВШМБ АНХ, д.э.н., профессор Леонид Евенко. - За дистанционным образованием, несомненно, будущее. Информационная революция в ближайшие 10 лет охватит все сферы жизни .
Однако экономия средств - будь то финансовый или временной ресурсы - не единственная мотивация для получения дополнительного бизнес-образования в новом формате. Кризис спровоцировал сокращение сроков программ бизнес-обучения, теперь чаще встречаются однодневные сессии, - характеризует ситуацию на рынке образования директор по развитию ГК Институт тренинга - АРБ Про Мария Велли. - Акцент смещается в сторону бизнес-ориентированных проектов: управление временем, управление людьми, принятие решений. Программы стали в большей степени ориентированы на конкретный бизнес-результат .
В итоге растет тот сегмент бизнес-образования, в котором люди сами инвестируют в себя и свое профессиональное развитие, стремясь наиболее эффективно решить конкретные практические задачи.
Кризис заставил людей с большей ответственностью подходить к своим бизнес-задачам, уделять своей работе максимум времени, чтобы оставаться на плаву и отвечать современным требованиям, - считает ректор Академии АйТи Игорь Морозов. - Одновременно с этим люди осознали, что необходимо повышать свой уровень, приобретать управленческие компетенции в своей профессиональной сфере. Эти два фактора - условие нехватки времени и желание учиться - обусловливают востребованность именно дистанционных программ .
Основное преимущество новых форматов бизнес-образования очевидно - это возможность получить степень МВА при значительной экономии времени. Однако это не единственное их достоинство. Обучение на длинной дистанции позволяет сделать МВА доступным для любого желающего еще и с географической точки зрения. Особой популярностью такие программы пользуются прежде всего в регионах и у российских специалистов, работающих за рубежом.
Еще один немаловажный фактор - обучение происходит в непосредственной близости к практике. Слушателям не требуется прерывать свою профессиональную деятельность для выезда на сессию или прослушивания установочных лекций. Во-первых, при отрыве от работы неизбежно теряются практические навыки, чего не происходит при дистанционном обучении, - поясняет Игорь Морозов. - Во-вторых, обучение помогает слушателю решать бизнес-задачи. К примеру, взять в качестве темы дипломного проекта реальную проблему, которую необходимо решить на работе, - так в основном и делают наши слушатели .
Несмотря на все преимущества нового формата бизнес-образования, многие по-прежнему предпочитают устоявшиеся, отработанные, ставшие уже классическими программы МВА. Слушателей привлекает более фундаментальный подход, обеспечиваемый за счет большого объема очных занятий, традиционной системы лекций, семинаров, практических занятий, постоянного непосредственного общения с группой и преподавателем. Традиционно учащийся стремится к общению с носителем знаний (преподавателем) и своими сокурсниками. В процессе этого общения на программе МВА все участники учебного процесса не только обогащают друг друга знаниями, но и создают новое знание , - считает директор Центра дистанционных образовательных технологий школы бизнеса МИРБИС Елена Дивногорцева.
К слову, именно возможность приобретения новых деловых связей и контактов высоко ценится слушателями. Многие выпускники считают их наиболее существенным результатом бизнес-образования. Эти дружеские и деловые контакты, аналогичные которым завести практически невозможно, помогают потом в течение всей жизни. Большинство имеющих степень МВА уверено в том, что ценность ее не в том, что я знаю как решить любую проблему, а в том, что я знаю, где искать ее решение и кому задать вопрос .
Между тем минимизация социальных контактов - не единственная проблема развития дистанционных программ. Государственный стандарт выдачи диплома МВА предусматривает проведение занятий в аудитории в объеме 750 часов, поэтому программа бизнес-обучения, организованная исключительно дистанционно, не является на сегодняшний день легитимной, - отмечает декан факультета профессиональных программ Всероссийской академии внешней торговли Ольга Андреева. - Мы используем отдельные элементы дистанционного обучения: электронные учебники, электронную библиотеку. При этом мы создали краткосрочную программу повышения квалификации Управление международным бизнесом , которая реализуется дистанционно .
Несмотря на то, что масштаб нашей страны предполагает необходимость ускоренного развития дистанционных технологий в образовании, по-настоящему активных шагов в этом направлении пока не предпринимается. Уже давно в России используются материалы и методики Открытого университета Великобритании, - рассказывает Леонид Евенко. - Но по-настоящему сильного дистанционного бизнес-образования, методически хорошо обоснованного, комплексного, ориентированного на реальный результат, в России пока нет. Хочется верить, что будет, но для работы в этом направлении нужны другие ресурсы и другие усилия . Пока же в России большое внимание уделяется программам смешанного обучения - совмещению аудиторных тренингов и e-learning - возможности получать бизнес-образование в режиме онлайн.
Читайте: |
---|