Образование - Дистанционное образование
У вузов, попавших в полосу кризиса, есть выход – сменить ориентацию. Например, погрузиться в онлайн. Бизнес-гуру и бывший глава GE Джек Уэлч инвестировал $2 млн в обанкротившееся подразделение Кливлендского университета и вместе с другими инвесторами хочет превратить его в центр интернет-обучения. В онлайн-университете будут программы MBA, бакалавриата и магистратуры. Степень бакалавра обойдется студентам в $40 000, МВА – чуть более $20 000.
Главный инвестор проекта Майкл Клиффорд вообще спец по онлайн-университетам, его компания скупает проблемные вузы и превращает их в заведения дистанционного обучения. Стратегия простая: взять актив с лицензией и прочими атрибутами по выгодной цене и построить онлайн-вуз на его наработках – вместо того, чтобы делать что-то с нуля. В этом году он планирует набрать 800 студентов, а осенью 2011 г. – уже 5000.
ВУЗ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК
По оценкам исследовательской компании EduVentures, около 11% американских студентов изучают большинство предметов за пределами университетских стен, пользуясь онлайн-ресурсами. Еще десять лет назад таких было всего 1%. Только в США организации интернет-образования в прошлом году заработали $11,5 млрд. Правда, при быстром росте пока закрывают глаза на качество: серьезного отбора студентов нет, требования к ним невысокие.
Джек Уэлч с соинвесторами хотят избавиться от этого ореола второсортности. В MBA-программы они хотят переманить профессоров из крупных бизнес-школ. Да и сам Уэлч, который вместе с женой написал немало книг о лидерстве, собирается преподавать в университете. Он планирует записывать новое видео для студентов каждую неделю.
ЧЕТЫРЕ МИЛЛИОНА В ОНЛАЙНЕ
В США студенты традиционных вузов могут изучать до 30% курсов, не выходя из дома; в этом случае образование все равно будет считаться очным. По другим формам обучения онлайн-занятия могут занимать 80% всей программы. Такие курсы сегодня есть и по социальным, и по естественным наукам, только для технических специальностей программы разрабатываются с некоторым отставанием. Онлайн-курсы больше распространены в государственных университетах (там обучение, как правило, более массовое и менее индивидуальное).
В Штатах около 4 млн студентов (около 20%) хотя бы один курс осваивают в онлайне. Экономический спад тоже помогает развитию онлайн-образования: такие курсы позволяют не только не отрываться от работы и продолжать обучение, но и, к примеру, сократить расходы на бензин.
Е-LEARNING ПО-РУССКИ
В России советские традиции дистанционного обучения почти забыты, серьезно онлайн-образованием занимаются всего несколько вузов. Оно развивается в основном за счет корпоративных программ. Компании хотят минимизировать затраты на обучение сотрудников, поэтому разрабатывают или записывают на видео стандартные курсы и потом время от времени их обновляют. К тому же онлайн-обучение меньше всего мешает рабочему процессу.
А в вузах развитие онлайн-образования тормозят госстандарты: для получения диплома государственного образца надо не только сдать экзамен, но и просидеть сколько-то аудиторных часов в стенах вуза. Сейчас к тому же и доходы упали, так что мало кто может выделить десятки и сотни тысяч долларов на разработку онлайн-курсов и оборудование.
Но основная проблема все-таки не в финансировании или законодательных ограничениях; в конце концов, те же часы, проведенные у компьютера, можно записать как аудиторные. Больше всего мешают стереотипы. К дистанционному образованию вообще относятся пренебрежительно, а в России его практикуют в основном частные вузы, которых и так все время упрекают в низком качестве обучения. И для них онлайн-обучение нередко просто способ сократить издержки, что тоже часто выходит студентам боком. Чтобы интернет-образование заработало, как следует, вузам потребуются серьезные стимулы, например, государственный или корпоративный заказ. Но догнать те же Штаты можно, если не затягивать дело
Читайте: |
---|