Образование - Дистанционное образование
Надо сказать и то, что дистанционные формы эффективны при получении дополнительного образования или повышения квалификации. Что представляет из себя дистанционное образование? В чем его плюсы и минусы? Обо всем этом мы поговорим в данной статье.
Дистанционное образование фактически позволяет получить знания, не выходя из дома. Это обучение на дистанции , т.е. на расстоянии. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов.
Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения:
кейс-технология на основе бумажных носителей - учебно-методические пособия. Применяется и в сочетании с очными формами обучения
телевизионно-спутниковая технология. Т.е. учебное телевидение, с использованием видеоматериалов
интернет-обучение
Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все технологии в разных пропорциях. Как правило учащимся пересылают образовательный контент (электронные и бумажные учебники, лекционные видеокурсы, видеосеминары, учебные программы, задания для самостоятельной работы на разных носителях и др.). Студент получает комплект материалов при зачислении на занятия. Кроме того, учащиеся могут поддерживать связь с преподавателями посредством той же электронной почты. Могут они и в режиме реального времени проходить тестирования.
Дистанционное обучение помогает преодолеть такие проблемы как:
обучение в регионах, где к сожалению, не всегда можно найти ВУЗ по желаемой специальности, а поездка для поступления в другой город часто является невозможной. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.
проблема опять же времени. Когда сложно сочетать семью, работу, учебу и т.д.
проблема денег. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману. Дистанционное обучение более ценоводоступно.
Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое образование по заказу .
Надо отметить, что не стоит путать обучение дистанционное и заочное. Характерное отличие последнего - использование поточного принципа: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год происходит сдача сессий. На ДО можно самим выбирать последовательность изучения предметов и темп работы. Можно самому решать, сколько времени потратить на изучение того или иного курса.
Расскажем немного об истории дистанционного образования. Интенсивно развиваться оно начало в 70-х годах ХХ века в Европе и США. Причины распространения просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. Тогда 20 учреждений высшего профессионального образования отработали основные группы дистанционных технологий. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы, на их основе разработаны специальные методики ДО. В декабре 2002 г. была утверждена Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации . В январе 2003 года Путин подписал Закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании и Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании . Согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, дистанционное обучение стало юридически признанным.
Документы при дистанционной форме обучения выдаются такие же, как и при других формах:
диплом о высшем образовании
диплом о профессиональной переподготовке
удостоверение о повышении квалификации
свидетельство о повышении квалификации
Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от места проживания обучающегося и местонахождения образовательного учреждения. Позволяет не ограничиваться в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Равные возможности получения образования независимо от состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
К минусам же относятся:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. Оговоримся, что консультации, конечно, существуют, и об этом было написано выше. Но в тоже время удаленно исключаются моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием. Нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания. И это все-таки существенный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. А постоянный контроль, являющийся мощным побудительным стимулом, отсутствует.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность. Те же компьютер и интернет есть сейчас, безусловно, у многих, но давайте смотреть правде в глаза - не у всех.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Увы, не исключено, что в отдельных случаях обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Возможность изложить свои знания в устной форме отсутствует, и для некоторых людей это может стать большим камнем преткновения.
Увы, не всегда возможна провка, кто именно сдает экзамен. И этот момент в таком случае остается на совести студента.
Читайте: |
---|