Качество британского образования: обзор

Образование - Образование за рубежом

качество британского образования: обзор

Какие бы страсти ни потрясали студента во время учебы и потом, — рассказывает Анна Качкова, выпускница Эдинбургского университета, — в душе всегда присутствует эмоциональный фон — гордость и благоговение перед своей alma mater. Это не снобизм, не высокомерие… просто когда университету почти полтысячелетия, все в его стенах пропитано величавым достоинством. Как не гордиться, если ты попадаешь в один список выпускников вместе с Чарльзом Дарвином, Вальтером Скоттом...

При этом в учебном процессе — никакой величавости. Вечная спешка, список невыполненных заданий к концу недели выглядит устрашающе, все вечера и выходные провожу в библиотеке или за компьютером… А современных экономических теорий сколько развелось?! Однажды решилась заговорить с преподавателем о неподъемных заданиях, а он мне: «То ли еще будет! Жизнь такая, надо к перегрузкам привыкать, тренироваться, как космонавты».

И тренируются. Цель большинства российских абитуриентов, поступающих в британские вузы, — качественное высшее образование, диплом, признаваемый во всем мире, контакты с зарубежными коллегами и Proficiency English, чтобы свободно общаться в международной деловой среде. К слову, 70% россиян–выпускников британских вузов возвращаются работать в Россию.

На начальном этапе

Качество британского образования базируется на трех китах: великолепная оснащенность вузов, поспевающие за прогрессом инновационные образовательные технологии и отказ от пассивной системы обучения в пользу самостоятельной работы. Последнее требует тщательного отбора потенциальных студентов: двоечники и прогульщики могут в два счета погубить веками нажитую репутацию университета. Процедура поступления иностранца в британский вуз порой напоминает притчу о верблюде и игольном ушке. Однако для абитуриента с безупречной анкетой и блестящими способностями университет гостеприимно распахнет свои двери, за которыми маячат стипендиальные программы для вундеркиндов.

«Надеюсь, в ближайшие годы нам удастся облегчить российским студентам доступ в наши учебные заведения, тем самым дать новые перспективы для персонального карьерного роста молодых россиян и внести наш вклад в развитие российской экономики», — сказал посол Великобритании в России сэр Тони Брентон, открывая девятую выставку британского образования в Москве в сентябре 2007 года. Так, проект BRIDGE, курируемый Британским советом, поддерживает 37 партнерских программ между британскими и российскими вузами.

Иностранные студенты приносят британской казне ежегодно около ¤5 млн. Чтобы поддерживать и увеличивать этот доход, но при этом не снижать академические показатели, британские вузы предлагают иностранным абитуриентам множество подготовительных программ.

Сочетание несочетаемого

По данным британского статистического агентства по высшему образованию HESA, в 2006 году количество иностранных студентов в британских колледжах и университетах увеличилось на 6% по сравнению с предыдущим годом и составило почти 120 тыс. По данным Британского совета, по-прежнему самыми востребованными направлениями остаются бизнес, экономика и управление, за ними следуют общественные науки, искусство, дизайн. Понемногу увеличивается количество иностранных студентов на факультетах стоматологии и медицины. В последние годы начал заметно повышаться спрос на технические и инженерно-строительные специальности.

В то же время у многих выпускников наших школ нет должной подготовки по английскому, который должен быть не просто свободным, а достаточным для восприятия академических знаний по выбранному профилю. Минимальные требования британских вузов к языковой подготовке иностранных абитуриентов — IELTS от 5,5 балла. Но стоит помнить: чем выше рейтинг вуза, тем выше проходной балл по языку.

На пути наших абитуриентов в британские вузы есть и несколько формальных препятствий. Например, поступление сразу после школы невозможно из-за различий в системах школьного образования.

«В структуре школьного образования Великобритании есть два уровня: обязательный, который британцы оканчивают в 16 лет с сертификатом GCSE, и необязательный A-level — два года предуниверситетской подготовки с изучением предметов, близких к выбранной специальности, — говорит Ирина Щербакова, представитель британской программы INTO. — В 18 лет выпускник британской школы с хорошими отметками в сертификате A-level может поступать в университет. Проблема в том, что наши 11 классов приравниваются к британскому GCSE, и, по меркам приемных комиссий британских вузов, получается, что нашему абитуриенту надо еще два года учиться. Если ваша цель — престижный вуз из первой пятерки национального рейтинга, то самый надежный способ поступить — в 16 лет поехать на два года в британскую школу на A-level или на программу IB — International Baccalaureat. Вузы менее амбициозные принимают иностранных абитуриентов после одно - двухгодичных профессиональных программ и после подготовительных курсов Foundation. Возможен перевод из российского вуза в британский, но обычно с потерей года».

Подготовка к учебе Лучшими подготовительными программами для иностранцев считаются курсы Foundation на базе университетов: абитуриент живет на кампусе как полноправный студент, пользуется всей инфраструктурой вуза, может посещать лекции университетских профессоров и практические занятия в лабораториях.

Например, новая программа INTO University Partnerships призвана совершенствовать и расширять Foundation, привлекая к участию все новые и новые университеты. «Девиз нашей программы (University preparation for university success. — «Карьера»), — говорит директор региональной программы INTO Стивен Джонс на чистейшем русском языке. — Мы объединяем усилия университетов, преподавателей английского языка и служб поддержки иностранных студентов, чтобы иностранные учащиеся могли получить необходимую подготовку в кратчайшие сроки. Например, на базе Newcastle University мы предлагаем трудолюбивым и уверенным в своих силах абитуриентам с хорошими стартовыми показателями интенсивную программу Foundation продолжительностью всего семь месяцев, с января по август, с тем чтобы 1 сентября студент мог приступить к занятиям в Newcastle University, в котором, кстати, ведутся научно-технические разработки по многим инженерным специальностям, в частности по добыче нефти и газа в северных морях. А после окончания вуза молодой специалист может оформиться на стажировку в одну из британских компаний на целый год».

Университеты–участники партнерских программ, таких как INTO, и российские образовательные агентства проводят дни открытых дверей специально для иностранных абитуриентов. «Фактически устраивают недельный тур, — говорит Ирина Щербакова, — в течение которого будущие студенты и их родители могут посетить три-четыре университета, пройтись по аудиториям, лабораториям, библиотекам, научно-исследовательским центрам, общежитиям и спорткомплексам, встретиться с русскими студентами, поговорить с преподавателями».

Студенческие будни


Учебный план студент британского вуза может составить сам или с помощью куратора. Одна из современных тенденций — вытеснение жестких комплексных наборов дисциплин более мелкими модулями, из которых студент составляет программу обучения, подходящую именно ему.

Никто не заставляет посещать лекции — у всех есть доступ к текущим учебным материалам в Сети. Многие этим пользуются и проходят лекционные разделы виртуально, а часы непосредственного общения с преподавателем используют для обсуждения самых интересных новостей из научных лабораторий. Львиная доля нагрузки британского студента — это самостоятельные работы: рефераты, эссе, курсовые, исследования в научных центрах. Удобно, что во многих вузах библиотеки и компьютерные залы открыты 24 часа в сутки.

Проблемы организации студенческого досуга также не существует — студенты сами что угодно организуют: экскурсии, дискотеки, клубы по интересам, спортивные команды, походы в кино, театры, музеи. И в каждом британском вузе все это есть. Например, в Manchester Metropolitan University на 32 тыс. студентов приходится 35 клубов по интересам и 40 спортивных секций, а в University of Southampton 20 тыс. студентов организовали 200 клубов и обществ.

На все эти удовольствия нужны деньги. У британских студентов принято их зарабатывать, а не просить у родителей. «Большинство наших студентов работают во время каникул, а некоторые и в течение семестра, — говорит менеджер международного отдела университета Thames Valley University Сюзанна Вайтмэн. — Всем британским студентам, в том числе и иностранным, разрешается работать в учебное время не более 20 часов в неделю, в каникулы — кто как сумеет устроиться. Разумеется, зарабатывают они немного — только на карманные расходы. Студентам первых курсов обычно удается подыскать рабочие места с неполной занятостью в сфере обслуживания. У тех, кто учится в магистратуре, больше шансов найти квалифицированную работу: они уже проходили профессиональные стажировки, имеют кое-какие практические навыки и контакты с работодателями».

О пользе британского диплома

Решающую роль на старте карьеры играет солидность и известность вуза, который окончил молодой специалист. Работодатель, прежде всего, «клюет» на бренд высшей школы, а уж потом вникает в персональные достоинства кандидата. Поэтому у обладателей британского диплома есть некоторое конкурентное преимущество, даже если они не удостоились дипломов Оксфорда, Кембриджа, Имперского колледжа или Лондонской школы экономики — первой четверки рейтинга The Times Good University Guide 2007.

Рассказывает Люк Джонс, партнер кадрового агентства Antal International Russia: «Мы подбираем кадры здесь, в России, для российских, международных и зарубежных компаний. Большинство работодателей обращаются к нам за элитным персоналом: 97% заявок поступает на специалистов с высшим образованием, 95% содержат требование «свободный английский». Конечно, уровень владения английским языком выпускника британского вуза не вызывает сомнений и ценится очень высоко. Но не только в этом дело: сейчас любой опыт работы и учебы за границей, даже непродолжительный, считается конкурентным преимуществом. Работодателя по большому счету интересует одно: сколько денег данный кандидат принесет или поможет сэкономить компании. Студенты западных вузов это отлично понимают, на собеседовании они с энтузиазмом рассказывают о своем предыдущем опыте и о планах на будущее. Не спрашивают, как будет называться должность, сколько подчиненных, не выдвигают неоправданных притязаний, а говорят исключительно о деле, стараясь показать максимум осведомленности».

Как правило, зарубежное образование носит прикладной характер, и навыки, приобретаемые студентами за годы учебы в Великобритании, помогают им лучше адаптироваться в международной деловой среде. Они усвоили: активность и задор, ни тени вялости, разочарований и сомнений — работодателям это нравится. Великобритания — страна, где все придерживаются простой формулы поведения: be positive.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

http://morphme.ru/collections/realistic-masks рото носовые маски купить.

Реклама*

Недостатки образования:

Кого мы обучаем - реальных учеников или модели?

News image

Современное человекознание располагает следующей важной для практики образования концепцией. Деятельность человека рег...

Учитесь за границей бесплатно

News image

Чтобы учиться за рубежом, необязательно выкладывать десятки тысяч долларов из своего кармана. Деньги на учебу можно по...

Проблема современного учителя

News image

Родители должны понимать что недовольная группа активных пап и мам это очень сильное оружие ,они много могут добиться ...

Виды обучения:

Неформальное и формализованное образование

News image

Во избежание путаницы следует сказать, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному. Историч...

Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики обучения

News image

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души;...

Альтернативное обучение

News image

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет...

Авторизация