Образовательная среда

Образование - Современные технологии

образовательная среда

Основной проблемой информатизации учебного процесса были и остаются, как уже было отмечено, медленные темпы и недостаточные масштабы компьютеризации образовательных учреждений. За последнее десятилетие ситуация в российских школах изменилась в лучшую сторону - все больше школ получают собственные компьютерные классы.

Традиционно в школе присутствует лишь один класс с 20 компьютерами, который предназначен исключительно для уроков компьютерной грамотности. В большей части российских школ компьютеров гораздо меньше - от 4 до 10 единиц. В то же время сама концепция использования IT в школах практически не изменилась. Из-за загруженности классов занятия по другим дисциплинам - математике, физике, биологии и т.д. - даже в случае наличия специализированных компьютерных курсов проводить физически невозможно или возможно в факультативные часы, свободные от профильных занятий, что снижает привлекательность и эффективность таких курсов.

Цель ФЦП Электронная Россия и региональных программ - увеличение количества компьютеров в школах до единицы на каждые 20 учеников. Актуальность и важность этой цели особенно очевидна в условиях все возрастающих требований к оформлению творческих и рубежных работ. Преподаватели требуют от учеников старших классов, чтобы работы печатались на принтере, сдавались на носителе (магнитном или оптическом) или даже отправлялись по электронной почте. В результате нагрузка на компьютерные классы возрастает многократно, ведь сегодня персональный компьютер есть лишь в одной из 10 российских семей, а подключение к Интернету имеют менее половины домашних ПК. К тому же не все учащиеся имеют возможность освоить компьютерную грамотность в школьные часы. В итоге неумение работы с техническими средствами отрицательно сказывается на общей успеваемости.

Но даже если техническое оснащение учебного заведения находится на достаточно высоком уровне, администрация и учителя школы зачастую не знают, какое место в образовательном процессе должен занимать компьютер.

Сложности с использованием IT в школах кроются в низкой грамотности преподавательского состава, отсутствии единых методических рекомендаций, программ курсов и действительно полезных и грамотных электронных образовательных ресурсов. Упомянутые требования к работам - это лишь формальность и видимость использования IT в обучении. Как перейти к использованию компьютера в качестве инструмента получения знаний, а не простой печатной машинки, музыкальной шкатулки и средства просмотра страничек в Интернете?

Ответ на этот вопрос могут дать преподаватели, обучающиеся в Федерации Интернет Образования, обменивающиеся передовым опытом и повышающие квалификацию с помощью многочисленных сетевых учительских сообществ. Благодаря усилиям прогрессивных учителей и администраций в школах начинают внедряться новые информационные системы, которые позволяют использовать техническую базу не в качестве новых обложек для старых учебников, а в качестве образовательной среды, которую можно разделить на три уровня: информационный, коммуникативный и образовательный.

Информационный уровень хранит и позволяет проводить операции с общей информацией - сведениями об учащихся, сотрудниках, статистическими и иными данными. Такая информация собирается, например, с помощью специализированной программы - классного журнала, в который заносятся показатели успеваемости. Средства сбора информации можно использовать для создания архивов. Анализ баз данных позволяет эффективно выявлять проблемные места в образовательном процессе, в отдельных курсах, в техническом обеспечении, работе преподавателей и даже проблемы, возникающие в ходе учебы у отдельных учеников. Информация эта доступна как преподавателям и руководству школы, так и родителям ученика, помогая быстро вырабатывать решение возникающих проблем.

Коммуникативный уровень обеспечивает возможность виртуального общения - по электронной почте или с использованием онлайновых форумов (досок объявлений). Эта функция дает ученикам и учителям ощущение открытости школы и чувство причастности, принадлежности к школьному сообществу. Но основная функция коммуникативного уровня - обучение общению. Правильное использование этого уровня помогает исключить дискомфорт при виртуальном общении. Помогает этому то, что общение происходит в дружественной среде.

Образовательный уровень, без сомнений, является самым важным. Этот уровень играет в образовательном процессе основополагающую роль, предоставляя возможность использования электронных курсов и уроков. Курсы могут быть разработаны как специализированными образовательными ведомствами и компаниями, так и самими преподавателями. В образовательном уровне необходимы средства расширенного использования информационных и образовательных ресурсов: электронных учебных приложений, методических разработок, ресурсов Интернета. Здесь же должны присутствовать средства дистанционного образования, которые позволяют использовать учебные курсы, разработанные в других образовательных учреждениях и даже проводить один и тот же урок сразу в нескольких классах одновременно и без присутствия учителя в удаленных школах




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Как выбрать профессию

News image

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем вам быть. Кто-то в детстве мечтал стать космонавтом, а кто-то ...

Кого мы обучаем - реальных учеников или модели?

News image

Современное человекознание располагает следующей важной для практики образования концепцией. Деятельность человека рег...

Диагностика тревожности

News image

Было проведено углубленное психологическое обследование детей, характеризующихся высокой школьной тревожностью и устой...

Виды обучения:

Виды образования

News image

Виды образования. 1-формальное образование 2-неофициальное образование, 3-неофициальное образование. Формальное ...

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики обучения

News image

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души;...

Авторизация