Образование - Современные технологии
Основной проблемой информатизации учебного процесса были и остаются, как уже было отмечено, медленные темпы и недостаточные масштабы компьютеризации образовательных учреждений. За последнее десятилетие ситуация в российских школах изменилась в лучшую сторону - все больше школ получают собственные компьютерные классы.
Традиционно в школе присутствует лишь один класс с 20 компьютерами, который предназначен исключительно для уроков компьютерной грамотности. В большей части российских школ компьютеров гораздо меньше - от 4 до 10 единиц. В то же время сама концепция использования IT в школах практически не изменилась. Из-за загруженности классов занятия по другим дисциплинам - математике, физике, биологии и т.д. - даже в случае наличия специализированных компьютерных курсов проводить физически невозможно или возможно в факультативные часы, свободные от профильных занятий, что снижает привлекательность и эффективность таких курсов.
Цель ФЦП Электронная Россия и региональных программ - увеличение количества компьютеров в школах до единицы на каждые 20 учеников. Актуальность и важность этой цели особенно очевидна в условиях все возрастающих требований к оформлению творческих и рубежных работ. Преподаватели требуют от учеников старших классов, чтобы работы печатались на принтере, сдавались на носителе (магнитном или оптическом) или даже отправлялись по электронной почте. В результате нагрузка на компьютерные классы возрастает многократно, ведь сегодня персональный компьютер есть лишь в одной из 10 российских семей, а подключение к Интернету имеют менее половины домашних ПК. К тому же не все учащиеся имеют возможность освоить компьютерную грамотность в школьные часы. В итоге неумение работы с техническими средствами отрицательно сказывается на общей успеваемости.
Но даже если техническое оснащение учебного заведения находится на достаточно высоком уровне, администрация и учителя школы зачастую не знают, какое место в образовательном процессе должен занимать компьютер.
Сложности с использованием IT в школах кроются в низкой грамотности преподавательского состава, отсутствии единых методических рекомендаций, программ курсов и действительно полезных и грамотных электронных образовательных ресурсов. Упомянутые требования к работам - это лишь формальность и видимость использования IT в обучении. Как перейти к использованию компьютера в качестве инструмента получения знаний, а не простой печатной машинки, музыкальной шкатулки и средства просмотра страничек в Интернете?
Ответ на этот вопрос могут дать преподаватели, обучающиеся в Федерации Интернет Образования, обменивающиеся передовым опытом и повышающие квалификацию с помощью многочисленных сетевых учительских сообществ. Благодаря усилиям прогрессивных учителей и администраций в школах начинают внедряться новые информационные системы, которые позволяют использовать техническую базу не в качестве новых обложек для старых учебников, а в качестве образовательной среды, которую можно разделить на три уровня: информационный, коммуникативный и образовательный.
Информационный уровень хранит и позволяет проводить операции с общей информацией - сведениями об учащихся, сотрудниках, статистическими и иными данными. Такая информация собирается, например, с помощью специализированной программы - классного журнала, в который заносятся показатели успеваемости. Средства сбора информации можно использовать для создания архивов. Анализ баз данных позволяет эффективно выявлять проблемные места в образовательном процессе, в отдельных курсах, в техническом обеспечении, работе преподавателей и даже проблемы, возникающие в ходе учебы у отдельных учеников. Информация эта доступна как преподавателям и руководству школы, так и родителям ученика, помогая быстро вырабатывать решение возникающих проблем.
Коммуникативный уровень обеспечивает возможность виртуального общения - по электронной почте или с использованием онлайновых форумов (досок объявлений). Эта функция дает ученикам и учителям ощущение открытости школы и чувство причастности, принадлежности к школьному сообществу. Но основная функция коммуникативного уровня - обучение общению. Правильное использование этого уровня помогает исключить дискомфорт при виртуальном общении. Помогает этому то, что общение происходит в дружественной среде.
Образовательный уровень, без сомнений, является самым важным. Этот уровень играет в образовательном процессе основополагающую роль, предоставляя возможность использования электронных курсов и уроков. Курсы могут быть разработаны как специализированными образовательными ведомствами и компаниями, так и самими преподавателями. В образовательном уровне необходимы средства расширенного использования информационных и образовательных ресурсов: электронных учебных приложений, методических разработок, ресурсов Интернета. Здесь же должны присутствовать средства дистанционного образования, которые позволяют использовать учебные курсы, разработанные в других образовательных учреждениях и даже проводить один и тот же урок сразу в нескольких классах одновременно и без присутствия учителя в удаленных школах