Образование - Образование в России
Что и в какой форме учитель сообщает учащимся? Даже беглый анализ показывает, что урок насыщен самой разнообразной информацией, в том числе и такой, которая к его сути не имеет никакого отношения. Если попытаться классифицировать информацию, с которой ребенку приходится встречаться на уроке, то получится, примерно, следующее.
Объясняя какую-либо тему, учитель дает определение, формулирует правило, которые для ребят пока еще ничего не значат.
Стараясь сделать правило более понятным, учитель пересказывает его своими словами, распространенно поясняя отдельные его моменты, пытаясь связать их с уже имеющимися у учащихся знаниями и опытом. В процессе подобных пояснений добавляется много второстепенной, несущественной информации, в которой «тонет», разрушается, пропадает четкая структура определения. И далее неизвестно, какие случайные куски и обрывки воспринятой информации ассоциативно связываются с избирательно активизированными элементами внутреннего опыта детей.
Так закладывается основа непонимания правила и невозможности его использования. Например, чтобы пояснить определение имени существительного, в методических рекомендациях учителю советуют (и он обычно этим пользуется) говорить, что существительное - это обычно человек, животное, предмет или какая-нибудь вещь, а не просто слово, отвечающее на вопрос «кто?» или «что?». После таких добавлений и пояснений дети «бег» относят к глаголам, «синеву» - к прилагательным и так далее.
На конкретных примерах учитель поясняет смысл правила и возможность его применения. Либо опять же на конкретных примерах предпринимает попытку выведения определенной закономерности. Если приводимые примеры недостаточно четки и «прозрачны» для правила, а, напротив, впечатляющи, интересны сами по себе (учителю рекомендуют подбирать интересные примеры) или излишне сложны, то дети воспринимают их как самостоятельные, отдельные, не связанные между собой явления. Их внимание акцентируется в большей степени на специфичных для каждого примера ярких или трудных моментах, а то, что является для них общим, остается в тени.
Обобщения примеров не происходит и суть правила не проясняется. Иногда суть правила связывается с конкретным частным случаем, который был показан на ярком примере, и тогда правило далее применяется ребенком только в таком ошибочно ограниченном варианте. Некорректный подбор материала может вообще запутать детей. Например, для отработки темы «Предложение» учителем был выбран красивый отрывок из М. М. Пришвина, состоящий из трех сложносочиненных предложений. Ученики, анализируя на слух и ориентируясь на «законченную мысль», упорно выделяли 6-7 предложений и не могли понять, почему их ругают.
Что же ребенок вынесет с урока, если учесть, что он в течение 45 минут несколько раз отвлекается, «выключается» и просто пропускает какую-то информацию? С уверенностью можно сказать, что ему запомнится то, что производит наиболее яркое эмоциональное впечатление и часто повторяется, то есть фразы для привлечения внимания, шутки для разрядки и дисциплинарные замечания.
Правила, принципы, способы действия, составляющие основное содержание урока, даже если они повторяются хором и записываются в тетрадь, могут никак не отложиться в голове ребенка и будут выполняться им абсолютно бездумно, по подражанию. Учителям в начальной школе прекрасно известны случаи, когда, несмотря на то, что инструкция повторяется хором несколько раз, работать по ней начинают только единицы.
Читайте: |
---|