Мода или веление времени?

Образование - Образование в России

мода или веление времени?

В последние десять лет возросло количество желающих получить второе высшее образование. Это не означает, что наличие нескольких дипломов - вопрос престижа. «Второе высшее - отнюдь не веяние моды, а необходимость, продиктованная здравым смыслом, - считает проректор Высшей школы психологии Илья Базенков. - С каждым годом мы все больше приближаемся к системе так называемого непрерывного обучения. Существует множество профессий, требующих познаний в нескольких областях. Стать настоящим специалистом в таком случае можно, только постоянно пополняя свои знания как в основной, так и в смежных специальностях. Учеба во втором или третьем вузе, тренинги, семинары, участие в конференциях - все это позволяет людям профессионально развиваться».

Людей, стремящихся поступить во второй вуз, можно условно разделить на три категории. К первой относятся специалисты, которые хотят стать настоящими профессионалами, закрепиться на занимаемой должности и лучше выполнять свою работу (примерно 50-60% всех поступающих). К примеру, владелец электромонтажной организации, имеющий диплом технического вуза, должен хорошо ориентироваться в теории менеджмента и основах права; руководителю кадровой службы нередко может потребоваться глубокое знание психологии, а врачу - знакомство с вычислительной техникой, например, для работы с ультразвуковыми аппаратами и томографами.

Вторая группа абитуриентов, 40 - 50%, - люди, разочаровавшиеся в своей профессии и желающие сменить сферу деятельности. Нередко это инженеры, которые увлеклись гуманитарными специальностями, экономисты и бухгалтеры, желающие проявить себя в творчестве, или представители самых разных специальностей, не имеющие возможность продолжать работу на прежнем месте по состоянию здоровья.

И, наконец, третью группу, не более 10%, составляют представители любых профессий, стремящиеся получить второе высшее образование просто для себя, чтобы увереннее ориентироваться в жизни. Такие люди обычно идут в психологические вузы, надеясь решить проблемы в семье или в коллективе; в педагогичеcкие - для воспитания детей. Популярны юридические специальности: многие хотят самостоятельно оформлять документы; иногда выбирают разнообразные учебные заведения художественного профиля.

За деньги или без?

Распространено мнение о том, что обучение во втором вузе можно пройти только на платной основе. На самом деле некоторые могут получить второе высшее образование бесплатно. По закону такое право предоставлено людям с полным или незаконченным высшим военным образованием, проходившим службу по контракту и уволенным в запас. Кроме того, аналогичным правом могут воспользоваться военнослужащие, получившие высшее образование по гражданской профессии, родственной профилю их военной специальности (при прохождении службы в армии по этой специальности они приравниваются к военнослужащим, окончившим соответствующее высшее или среднее военное образовательное учреждение, а после увольнения имеют право бесплатно обучаться в вузах).

Однако в законе О статусе военнослужащих не указан источник финансирования, поэтому бывшие военнослужащие могут быть зачислены только на бюджетные программы, которые длятся пять лет, но и их они могут изучать в укоренные сроки по решению ученого совета вуза.

Гражданские для получения очередного диплома могут поступить как в государственные, так и в коммерческие вузы исключительно на платной основе.

Слушатели и студенты.

Обучаться по программе второго высшего образования могут только дипломированные специалисты: и в государственные, и в коммерческие вузы принимают заявления от людей, имеющих дипломы о высшем профессиональном образовании. Однако студенты вузов, которые планируют получать образование одновременно по двум специальностям, имеют возможность одновременно учиться по разным программам в одном или разных вузах.

Многие молодые люди стремятся за время своего студенчества получить и несколько дипломов, и опыт работы, однако далеко не у всех это получается на практике: при добросовестном, а не поверхностном изучении всех обязательных дисциплин в одном вузе у студентов просто физически не остается времени на учебу во втором вузе и работу.

Зачисление во второй вуз.

Для того чтобы получить второе высшее образование, как правило, достаточно лишь принести в приемную комиссию выбранного вуза комплект необходимых документов (обычно в него входят ксерокопия паспорта, несколько фотографий, диплом о высшем образовании), пройти небольшое собеседование и оплатить обучение на первом семестре или курсе. Но бывают и дополнительные задания. Например, для поступления в Государственный университет - Высшую школу экономики желающие получить второе высшее образование обязательно должны успешно пройти компьютерное тестирование по выбранной специальности и представить приложение к диплому. На основании пройденных ранее дисциплин составляется индивидуальный учебный план каждого слушателя и, если это необходимо, проводятся дополнительные занятия, для того чтобы слушатели, имеющие гуманитарное образование, могли бы в полной мере, наравне с выпускниками технических вузов изучать дисциплины экономического профиля.

Однако фактически не всякий диплом вуза дает право получать очередное высшее образование по любой специальности. К примеру, в Московскую государственную юридическую академию, в которой программа второго высшего образования рассчитана на четыре года, принимают соискателей не из всех вузов. «Мы не занимаемся повышением квалификации или переподготовкой специалистов, - поясняют в приемной комиссии академии. - Люди, имеющие дипломы юридических специальностей, или студенты юридических вузов получить второе образование у нас не могут».

Обычно вузы придерживаются правила, по которому после окончания технических вузов можно получать новое образование по любой специальности, а если первое высшее образование соискателя было гуманитарным, решение о его зачислении принимается ректоратом выбранного вуза. Декан заочного факультета Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Ермаков пояснил «Газете»: «Мы не можем принять гуманитариев на обучение техническим специальностям по программе второго высшего образования, во-первых, потому, что при зачислении в первый вуз они не сдавали экзамен по математике, а во-вторых, потому, что при формировании программы обучения нам просто нечего им будет перезачитывать, за исключением физкультуры и иностранного языка».

Конкурс и вступительное собеседование.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев получение второго образования происходит на платной основе, такого понятия, как конкурс при поступлении, в этом случае не существует. Прием документов обычно продолжается с конца марта по октябрь, но может закончиться и несколько раньше планируемого срока - при заполнении всех вакантных мест.

Большинство вузов зачисляют абитуриентов или сразу же после подачи документов и оплаты обучения за определенный конкретным вузом срок, или после прохождения дополнительного собеседования, на котором у соискателя выявляют знания основ выбранной для обучения специальности. Для зачисления в Высшую школу психологии, например, абитуриентов просят написать небольшое эссе о том, как они представляют себе работу психолога, и пройти собеседование-консультацию с профессиональным психологом. «Наша задача - уберечь людей и от напрасной траты денег, и от крушения каких-то надуманных идеалов, - поясняет Илья Базенков. - Психология во все времена была овеяна многочисленными мифами и далекими от реальности вымыслами. Нередко к нам приходят люди, желающие после получения диплома излечить или переделать весь мир. С помощью собеседования мы стараемся предоставить им своего рода обратную связь и объяснить, что же представляет собой классическая психология на самом деле. Иногда после подобных собеседований мы навсегда прощаемся с некоторыми соискателями, но считаем, что такой исход для нас предпочтительнее ситуации, когда мы будем становиться свидетелями того, как в процессе обучения станут рушиться чьи-то мечты».

Сколько лет и по какой форме учиться?

В большинстве вузов программа второго высшего образования рассчитана на три года (нормативный срок обучения), однако в некоторых учебных заведениях ее длительность и, соответственно, оплату рассчитывают индивидуально. «В зависимости от того, какой вуз и по какой специальности прежде заканчивал поступающий к нам человек, мы формируем для него персональную программу обучения, - рассказывает Александр Ермаков. - Иногда, например, в ситуациях, когда перезачет делают по большинству предметов, зачисление идет даже не на второй, а сразу на третий курс, а сокращение количества учебных часов учитывается при оплате за обучение».

Формально обучение людей, получающих второе высшее образование, в подавляющем большинстве вузов проходит по вечерней или заочной форме. Однако это вовсе не означает, что студенты должны учиться только в вечерние часы. В некоторых учебных заведениях существуют так называемые группы выходного дня, студенты которых учатся только в субботу и воскресенье, в других расписание занятий формируют по согласованию со студентами и преподавателями. Вечерняя и заочная формы обучения подразумевают конкретное количество аудиторных занятий и часов, отведенных на самостоятельную проработку учебного материала. При этом дополнительное высшее образование получают в сжатые сроки, во-первых, потому, что обучаемым перезачитывают ряд предметов (речь может идти, скажем, об иностранном языке, физкультуре, истории и т.д.), а во-вторых, из-за того, что людей с высшим образованием априори считают более организованными, а значит, способными изучить ряд дисциплин самостоятельно.

Легко ли обучать студентов второго высшего?

Опыт проректора Высшей школы психологии свидетельствует о том, что людей, уже имеющих высшее образование, учить не только проще, но и интереснее. «Главное, что у них, как правило, есть реальная заинтересованность в получении дополнительного образования, а от этого процентов на 80 как раз и зависит эффективность обучения, - говорит Илья Базенков. - Такие студенты уже обладают необходимыми навыками: им не надо, например, объяснять, как записывать лекции или как пользоваться литературой. И главное, они обладают высоким уровнем требовательности, что всегда радует преподавателей».

Директор по ДПО ГУ-ВШЭ Елена Коваль поднимает планку и для преподавателей: «От тех, кто работает со слушателями второго высшего, требуется наличие опыта практической деятельности в своей сфере, владение современными методами обучения взрослых, способных скорректировать академические программы с учетом потребностей слушателей. При этом общение с людьми, имеющими опыт в бизнесе, как правило, обогащает и преподавателя».

В современных условиях, когда объем знаний во всех областях быстро растет, постоянно чему-то учиться просто необходимо. А значит, задача получения дополнительного высшего образования всегда будет оставаться актуальной для людей самых разных возрастов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Минусы Модели-минус

News image

Трудно найти человека, который, посещая школу, хотя бы раз не услышал слова характеристика по своему или чужому адре...

Недостатки современной системы образования

News image

В современном мире прогресс добрался практически до всех отраслей деятельности и существования человека, исключение со...

Восприятия и правильное воспитание

News image

Фильтры восприятия, устанавливаемые вопросами перспективной характеристики, позволяют выявить ресурсы, еще не обнаруже...

Виды обучения:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

News image

Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных часте...

Основные виды обучения в современной дидактике и пути ихсовершенствования

News image

В практике работы образовательных учреждений сложилисьотносительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обу...

Что такое эвристическое обучение? Инновационные методики обучения

News image

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и ра...

Авторизация