Образование - Образование в России
«Ничто не дается так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование» — именно так в советские времена перефразировали один популярный лозунг. И хотя многое уже кардинально изменилось, кое-что остается незыблемым. А сколько же оно действительно стоит?
Отстаем по бюджету
Из ежегодного обзора «Взгляд на образование-2007» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) следует: общие расходы на это направление повсеместно растут. С 1995 по 2004 год этот рост в среднем по входящим в нее странам составил 42 %. В 2007-м средние расходы на образование в государствах ОЭСР составили 6,2 % совокупного внутреннего валового продукта (ВВП), а в Израиле, к примеру, достигают 8,3 % ВВП. При этом система образования на 87 % финансируется из бюджета.
Сейчас Россия является государством — партнером ОЭСР (всего в нее входит 30 стран мира, производящих две трети товаров и услуг). Как же она выглядит на их фоне? В 2006 году вес расходов на образование в консолидированном бюджете России (к объему ВВП) составил 3,7 %, в 2008-м — 4,1 %, а к 2011-му этот показатель обещают довести до 4,4 %. И хотя он примерно в 1,5 раза ниже, чем в среднем по странам организации (мы держимся на уровне Турции и Греции), в целом Россия тратит на образование довольно много. Только вот не в коня корм: расходуют средства подчас очень нерационально. К тому же, как считают аналитики ОЭСР, прямой связи между объемами затрат и качеством образования все же нет. В той же Корее при затратах ниже средних по организации уровень подготовки молодых специалистов весьма высок.
По высшему разряду
Что касается доли затрат на высшее образование в общественно-государственных расходах, то почти во всех странах Евросоюза она колеблется между 2 и 3 %. В скандинавских она наиболее высока и составляет 3,7–4,5 % (лидирует Дания). А в Норвегии, которая сотрудничает с ЕС в области образования, этот показатель достигает 4,78 %. Влияют на него и демографический состав населения, и численность студентов и докторантов, и уровень зарплаты тех, кто работает в образовательных учреждениях, и структура ассигнований на эту отрасль. В Дании и Норвегии, к примеру, примерно треть выделенных средств идет на гранты и образовательные займы для студентов и докторантов.
По уровню заработной платы преподавателей Россия в явных аутсайдерах: среди стран — членов ОЭСР занимающая по этому показателю последнее место Венгрия ($ 16 тыс. в год) намного ее опережает. Средний преподаватель вуза в Петербурге, к примеру, за весь 2007 год получил около $ 7 тыс., а его начинающий коллега — втрое меньше. Даже заведующий кафедрой доктор наук вряд ли сможет тягаться с зарубежной профессурой по уровню доходов. Если наш, по данным комитета по образованию и науке правительства Петербурга, в 2007-м в среднем заработал примерно $ 12 тыс., то в Германии, Корее и Швейцарии получают более $ 51 тыс. в год, а в лидирующем Люксембурге — свыше $ 88 тыс.
Во сколько обходится студент
По данным отчета ОЭСР за 2007 год, страны — члены этой организации в среднем тратят ежегодно из бюджета на образование каждого студента около $ 7,7 тыс. (затраты колеблются от $ 4,5 тыс. в Польше и Италии до $ 9 тыс. в США и Норвегии). Если рассчитать аналогичный показатель в России, то он окажется примерно вдесятеро ниже (на уровне $ 700–800). А если у вуза нет нужной современной материально-технической базы, то подготовить профессионала он сможет вряд ли. По данным «Росстата», к примеру, в прошлом году на 6 студентов у нас приходился лишь 1 компьютер…
Единственное, в чем мы пока можем состязаться и с Западом, и с Востоком, — стоимость платного обучения, отражающая реальные затраты на подготовку квалифицированного специалиста. В подавляющем большинстве петербургских вузов год учебы пока обходится не более чем в $ 5 тыс., а в региональных стоит вдвое меньше. Даже в ведущих вузах страны, признанных лидерами отрасли (МГУ, МГИМО, МВТУ им. Баумана и др.), год учебы стоит $ 10–12 тыс. Как правило, в зарубежных университетах цена вопроса выше в 2–3 раза. И хотя она значительно колеблется в зависимости от страны и специальности, Россия, обеспечивая должное качество учебы, вполне может посоревноваться за право учить иностранных студентов. Сейчас по их численности она уже делит 7–8-е места в мире с Канадой и Новой Зеландией.
Читайте: |
---|