Ректор МГТУ: Особого статуса достойны многие университеты в России

Образование - Образование в России

ректор мгту: особого статуса достойны многие университеты в россии

В числе двенадцати вузов, которым правительство РФ в начале ноября присвоило категорию национальных исследовательских университетов, – Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Баумана. О своем понимании задач, стоящих перед одним из лучших инженерных вузов страны, в интервью РИА Новости рассказал ректор университета, академик РАН Игорь Федоров.

- Игорь Борисович, какое значение имеет для высшей школы России появление новой категории университетов?

- Выделение группы ведущих вузов в стране – дело очень полезное. В любой деятельности, любой профессии, нужно иметь какие-то локомотивы, передовиков, глядя на которые остальные бы понимали, чего нужно добиваться и к каким вершинам стремиться. Таким стимулом для развития всей системы высшего образования и будут выбранные 12 вузов. В СССР, к примеру, было 32 ведущих вуза союзного подчинения. Сейчас к таковым будут относиться национальные исследовательские университеты, которые должны показывать и прокладывать новые пути в образовании и науке. На мой взгляд, очень правильно и показательно, что в перечне вузов, получивших новый статус, большинство мест отдано именно техническим вузам. Государство тем самым делает ставку на развитие реальной экономики страны. В этом смысле МГТУ имени Н.Э. Баумана всегда находился в числе лидеров отечественного инженерного образования.

- Изменится ли что-то в МГТУ имени Н.Э. Баумана в связи с признанием его национальным исследовательским университетом?

- Вряд ли что-то изменится радикально, ведь мы всегда уделяли особое внимание развитию в вузе науки. Девиз Бауманки – «Образование на основе науки». Для нас как инженерного вуза это особенно важно, потому что иначе мы превратимся в профессиональную школу, которая будет готовить инженеров-эксплуатационников, а не разработчиков новой техники и технологий. Конечно, новый статус станет для нас своеобразным стимулом, в том числе и финансовым: инженерные науки немыслимы без хорошего лабораторного оборудования для экспериментов и исследований. Следует ожидать, что львиную долю в смете финансирования исследовательских университетов будет занимать именно закупка оборудования. Мы рассчитываем приобрести современное новейшее оборудование для продолжения научной работы по каждому из шести приоритетных направлений развития университета. Будут созданы новые лаборатории, в том числе и прорывного характера.

- Что это за направления?

- Космическая техника и технология, биомедицинская техника и технология, наноинженерия, энергосбережение и энергоэффективность, информационные технологии и технологии, которые обеспечивают безопасность страны. Все они, за исключением наноинженерии, достаточно традиционны. По каждому из этих направлений у нас уже есть хорошие заделы, поэтому новые разработки будут вестись не на пустом месте, а за счет развития уже существующего потенциала и достижений науки. Это, конечно, повлечет за собой предъявление повышенных требований как к научным сотрудникам, так и к преподавателям.

- Какие условия государство поставило перед вузами, в соответствии с которыми им устанавливалась категория национального исследовательского университета?

- Государство поставило лишь одно условие – софинансирование из внебюджетных средств в размере 20%. Если мы получаем на первый год 250 миллионов рублей государственной поддержки, то сами должны к этому добавить еще 50 миллионов, полученных нами из внебюджетных средств. Для нас эта задача непростая, но выполнимая, учитывая, что внебюджетные средства МГТУ имен Баумана превышают 1 миллиард рублей в год. Остальные условия вузы поставили себе сами, предоставив на рассмотрение комиссии свои программы, где были указаны результаты, которых они планируют достигнуть с финансовой помощью государства.

- Каких результатов вы ожидаете от МГТУ имени Н.Э. Баумана? Каковы перспективы развития национальных исследовательских университетов?

- От нашего университета, естественно, я ожидаю новых достижений в науке и повышения квалификации наших выпускников на основе их обучения с использованием этих новых достижений. Но развитие научных исследований и образовательного процесса – вещь непрерывная. Новый статус просто даст новые возможности и новые стимулы для ускорения этого процесса. Что касается дальнейшего развития идеи, то первый плановый пересмотр списка национальных исследовательских университетов состоится через десять лет, но если какие-то из вузов не смогут выполнить условия, которые они обозначили в своих программах, или то единственное условие, которое поставило им государство, они будут лишены этого статуса. Однако, на мой взгляд, со временем список будет только расти. Для России 14 национальных исследовательских университетов – это все же очень мало. Можно навскидку уже сейчас назвать 20-25 сильных университетов, которые обогащают российскую науку.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Приложение. Ретроспективная характеристика учащегося

News image

Ретроспективная характеристика учащегося Опорные вопросы 1. С чем не справлялся ученик Х? Каковы симптомы неблаг...

Информация по подготовке к ЕГЭ

News image

Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый и государственный экзамен. Экзамен по информатике...

Недостатки современной системы образования

News image

В современном мире прогресс добрался практически до всех отраслей деятельности и существования человека, исключение со...

Виды обучения:

О РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

News image

Есть мнение, что любое обучение развивает. И это правда. Никто не сомневается, что детей лучше учить, чем не учить. Но...

Основные виды обучения в современной дидактике и пути ихсовершенствования

News image

В практике работы образовательных учреждений сложилисьотносительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обу...

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на разви...

Авторизация