Деградация вузовского статуса

Образование - Образование в России

деградация вузовского статуса

Российское образование стремительно теряет свои позиции. К такому выводу пришли эксперты независимых агентств, оценивающих состояние вузов. Несмотря на оптимистические заявления чиновников и бодрый рост цен на обучение в ведущих вузах страны, директора крупных компаний давно забили тревогу: некого брать на работу, кадры пошли не те!

По словам работодателей, нынешние молодые специалисты нецелеустремленны, необучаемы и, что еще хуже, зачастую не обладают элементарными знаниями в своей профессии. Выпускники технических специальностей, к примеру, не могут нарисовать электрическую цепь, а экономисты - составить бизнес-план. По данным независимого агентства «Рейтор», только в Приволжском федеральном округе неудовлетворительную оценку своим новоприбывшим сотрудникам поставили более 30 процентов опрошенных работодателей.

На разных языках

Причина регресса высшего образования оказалось неожиданной: то, что хотят видеть в студенте преподаватели и работодатели, как говорят в Одессе, две большие разницы. В вузах считают, что пятикурснику в первую очередь необходимо иметь определенный набор теоретических знаний, а на работе от него требуют живой практики, а не «бесплодной теории». «Они словно говорят на разных языках, - удивляется Ирина Артюшина, директор агентства «Рейтинг образовательных ресурсов». - Наниматели рассчитывают на мобильного сотрудника, с широким кругозором, способного к дальнейшему самообразованию, а в институтах из них годами растят узких специалистов».

Артюшина связывает ухудшение уровня образования выпускников высших учебных заведений еще и с тем, что научно-техническая база стремительно устаревает, а обновлять ее не собираются. Студентов учат работать на оборудовании, которое уже не применяется даже в самых отдаленных уголках России. При этом преподаватели, освоившие технику за десятилетия трудового стажа, зачастую сами не видят необходимости в ее замене. «Когда мы задавали ректорам вопрос: чего вам не хватает для усовершенствования образовательного процесса, абсолютное большинство отвечали - площадей, новых корпусов, другими словами, квадратных метров, и только единицы из них вспомнили про компьютеры семидесятых годов и микроскопы шестидесятых», - рассказывает Артюшина.

И такая тенденция - не только на технических факультетах, но и на гуманитарных. На многих филфаках русский язык изучают по книгам, выпущенным в шестидесятых. И это при том, что любой профессиональный филолог знает: язык - живой организм, который постоянно меняется.

Еще одна черта современного российского образования - молодые преподаватели стали дефицитом. Работают, как правило, те, кому за сорок и даже за пятьдесят. А на многих факультетах профессоров моложе шестидесяти днем с огнем не найти. Зато на отделениях менеджмента и IT-технологий наблюдается обратная тенденция, когда люди не успели толком отучиться и сразу встают за кафедру.

Из лучших - в худшие

Тенденция последних лет - резкое падение качества образования в «брендовых» вузах. Их аббревиатура у всех еще на слуху, и поток абитуриентов не иссякает, только вот работодатели стремятся теперь нанимать выпускников смежных, пусть и менее знаменитых, но более прогрессивных институтов. Так знамя лучших вузов Поволжья, хоть и неофициально, но уже переходит от саратовских и нижегородских к пензенским, уфимским и самарским институтам и университетам. Выпускники этих заведений и зарплату получают большую, и карьеру строят успешнее. Причина такого «ребрендинга» в том, что ректора именитых учебных заведений зачастую не имеют реального представления о качестве даваемого ими образования. У них просто нет возможности проводить мониторинг профессиональной успешности выпускаемых специалистов. «Даже когда читаешь рекламные буклеты вузов, сразу замечаешь: обязательно вспоминают про какую-то выпускницу, которая десять лет назад закончила их заведение и теперь работает в некой американской компании. И ни слова о том, как живут и сколько зарабатывают прошлогодние выпускники!» - восклицает Ирина Артюшина. Проблема кроется еще и в том, что вузовские управленцы, помня об успехах многолетней давности, не совершенствуя учебники, не меняя материально-техническую базу, уверены в том, что смогут по-прежнему оставаться на коне. «Нам же это удавалось делать десятилетиями, зачем что-то менять?» - рассуждает большинство из них. В то время как менее известные институты, изо всех стараясь привлечь к себе новых студентов, создают на базе своего заведения экспериментальные инновационные программы, договариваются с различными коммерческими структурами о прохождении летней практики на их предприятиях. Но все же практически ни в одном из региональных вузов до сих пор и не слышали о системе международного обмена, получении дипломов MBA или завоевывании грантов путем участия в дистанционных олимпиадах.

Но главное, администрация вузов, объявляя набор, практически не ориентируется на рынок: будет спрос на таких выпускников или нет, сколько специалистов данного профиля ежегодно требуется в их городе или регионе и сколько выпускается? В результате в одной только Уфе действуют 30 экономических факультетов, выпускники которых впоследствии вынуждены трудиться простыми рабочими наравне с выпускниками техникумов и училищ. «В этом в первую очередь виноваты сами молодые люди. Они хотят стать банкирами, экономистами или управленцами только потому, что там платят большие зарплаты, а вовсе не по зову сердца, - говорит руководитель рейтингового проекта. - А учебные заведения в этой ситуации лишь удовлетворяют их спрос».

Студенческой лимиты в Москве скоро не будет

Кроме того, за последние десять лет одиннадцатиклассники стали менее уверены в себе. Они больше не едут учиться в Москву или в Санкт-Петербург, опасаясь бытовых и финансовых трудностей. По данным агентства «Рейтор», если еще в начале девяностых в Плехановской академии было около 90 процентов приезжих и только 10 процентов москвичей, то сейчас все наоборот - из регионов уже почти никто не едет. Психологи объясняют это пессимистическими настроениями в семье. Родители будущих студентов за последние годы пережили столько трудных моментов, что просто перестали верить в рассказы о бесплатном поступлении и об удачной столичной карьере.

Виноваты в этом отчасти и сами работодатели. По их мнению, взять студента со столичным дипломом хлопотнее: он лучше знает свои права, требует предоставить ему жилье, у него другие зарплатные амбиции.

Сами руководители вузов придерживаются иной позиции. По мнению Ольги Сага, помощника ректора Ульяновского государственного университета, получившего одно из последних мест в рейтинге вузов Приволжского федерального округа, в исследовательскую выборку «Рейтора» попали наименее развитые и востребованные факультеты УГУ, а в остальном у них полное сотрудничество и взаимопонимание с работодателями.

В МГУ вообще отрицают падение качества образования российских выпускников. По их данным получается все как раз наоборот - зарплаты молодых специалистов растут, и карьера идет только в гору. «Как мне кажется, нельзя оценивать уровень знаний специалиста, опираясь исключительно на мнение работодателей, - заявил «Газете» проректор МГУ Владимир Миронов. - К примеру, от выпускника филологического факультета нанимателю нужно лишь знание 2-3 языков, а эрудированность и глубинные знания других дисциплин его не интересуют». Может быть, поэтому по зарплате выпускников первый вуз страны всего лишь на девятом месте.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Педагогическая философия

News image

Иногда задумываюсь: что держит меня и моих коллег в школе? Не зарплата же. Привычка, боязнь что-то менять? Нет. Все -...

Одаренный, неспособный, неуспевающий

News image

Высказанная выше гипотеза является альтернативой идее, что существует прямая зависимость между уровнем успеваемости и ...

Воспоминания о школе

News image

Школа. У каждого свои воспоминания об этих незабываемых днях. Мы помним свою школу, своих учителей, свой класс. В наше...

Виды обучения:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

News image

Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных часте...

Неформальное и формализованное образование

News image

Во избежание путаницы следует сказать, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному. Историч...

Основные виды обучения в современной дидактике и пути ихсовершенствования

News image

В практике работы образовательных учреждений сложилисьотносительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обу...

Авторизация