Россия отстала в экспорте высшего образования

Образование - Образование в России

россия отстала в экспорте высшего образования

Демографическая дыра превратит борьбу учебных заведений за абитуриентов в борьбу за жизнь. Частично решить проблему могло бы привлечение студентов из-за рубежа. Только Россию на этом рынке не ждут.

Высшую школу ожидает кризис, переживут который далеко не все. Минобрнауки прогнозирует: через 3–4 года в России будет вдвое меньше студентов, чем сейчас (к 2012 году число выпускников школ сократится до 700 тыс. против 1,3 млн в 2006-м). Процесс уже начался. «Мы живем в другой жизни, – говорит министр образования и науки Анд­рей Фурсенко. – До 2006 года высшая школа развивалась экстенсивно, набор студентов постоянно рос. Мы думали, что этому не будет конца. А сегодня столкнулись с условиями мощного демографического спада». При этом, по его мнению, идти на резкое сокращение числа вузов нельзя. Иначе еще через десять лет страна столкнется с обратной проблемой – их нехватки.

Но чем занять вузы в критическое время? Один из вариантов решения, предлагаемый министром, – усиление направлений непрерывного образования и повышения квалификации. Причем не только в сфере услуг и материального производства, но и в тех областях, где люди учатся для себя (в искусстве, истории и других гуманитарных направлениях). Тем более, по словам Андрея Фурсенко, спрос на такого рода образовательные услуги постоянно растет, а их качество зачастую оставляет желать лучшего. Понятно, одной такой меры для спасения системы высшего образования не хватит. Так, может, самое время обратить взор на продолжающий расти рынок экспорта высшего образования? За последние 30 лет его объем в мире увеличился в разы. В России в 1990-е годы, наоборот, наблюдалось сокращение числа иностранных студентов и международных образовательных программ, которое теперь предстоит наверстывать.

Ради чести и престижа

Иностранцы могли бы частично компенсировать потери вузов от демографического кризиса. Но одного желания здесь недостаточно. С одной стороны, России есть что предложить: ее научные школы, в том числе математическая, имеют определенный авторитет в мире. Достаточно посмотреть на количество российских преподавателей в американских университетах. Считаются также востребованными выпускники российских медицинских вузов и компьютерных специальностей. Статистика тоже позитивна – за последние несколько лет число иностранных студентов в российских вузах, обучающихся по очной форме обучения, выросло примерно на 10%, превысив 70 тыс. человек, еще около 40 тыс. обучаются по другим формам обучения. Примерно половина – выходцы из стран СНГ и Прибалтики, остальные – «настоящие» иностранцы преимущественно из стран Азии, Африки и Индии.

«Спрос на российское высшее образование продолжит увеличиваться. Удовлетворение технологических запросов общества в сфере альтернативной энергетики, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии, космических исследований, новых материалов будет требовать фундаментальных знаний, в том числе на стыке наук, – говорит Борис Деревягин, руководитель аналитической службы Российского союза ректоров. – А российская образовательная модель является единственной образовательной моделью, которая может предложить и фундаментальные знания, и исследовательскую практику».

Российское образование – для русских

В то же время, несмотря на положительную динамику, нынешнее число иностранных студентов в России можно считать каплей в море. В общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня составляет всего 1,4%. Правда, здесь не учитываются граждане СНГ и Прибалтики, обучающиеся на условиях общего приема, но даже вместе с ними процент иностранных студентов-очников не превышает 2%. Доля России на рынке экспорта образовательных услуг минимальна. Если СССР был на втором месте в мире по числу иностранных студентов, то Россия по этому показателю находится на 9-м месте, составляя только 2% от их общего количества. Лидером по-прежнему являются США (около 20%). Кроме того, быстро наращивают объемы экспорта Канада, Испания, Сингапур, Тайвань.

Как показывает практика, научных школ и желания для привлечения иностранных студентов мало. «Например, колоссальных результатов в экспорте образования добилась Австралия, которая уже занимает вторую позицию в мире после США, – говорит Владимир Зернов, ректор Российского нового университета. – А ведь в Австралии ничего своего нет. У них студенты и профессура – «привозные». Только знания свои. Долгие годы там поддерживались только государственные вузы. Пока не пришло понимание, что здесь тоже нужна конкурентная среда. И стали поддерживать тех, кто демонстрирует реальные результаты вне зависимости от формы собственности. После этого пошел рост экспорта на 30–50% в год».

Почему Россия оказалась на обочине? Основными факторами, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет, являются язык обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость учебы и проживания, сопоставимость квалификационных требований и пр. Обучение хотя бы на английском языке сегодня могут осуществлять лишь единицы учебных заведений, в международные рейтинги университетов пока стабильно входят только два российских вуза – МГУ и СПбГУ, причем их позиции, мягко говоря, далеки от лидерских. Про условия пребывания можно вообще не говорить. «Для увеличения числа иностранных студентов необходима государственная поддержка строительства общежитий для них, – продолжает Владимир Зернов. – Студенты не могут снимать квартиры – это дорого. И, конечно, должно быть другое отношение в обществе. Сегодня с иностранцами вечные проблемы, их могут забрать в милицию, если у них просто неправильно что-то оформлено».

Проблема количества перерастает в проблему качества – в Россию едут студенты, которые по тем или иным причинам не попали в европейские или американские вузы.

Узкий взгляд

Существует также проблема отсутствия маркетинговых стратегий в самих вузах. «Многие просто не знают, откуда им ждать студентов, – говорит ректор РУДН Владимир Филиппов. – Сегодня каждый вуз должен решать эту проблему самостоятельно: открывать зарубежные представительства, предлагать свои образовательные услуги. Другие страны имеют для этого специализированные организации, работающие через посольства и решающие все проблемы привлечения студентов централизованно».

По мнению экспертов, сегодня наиболее перспективными для России являются такие направления, как страны постсоветского пространства, русские эмигранты, проживающие в США и Европе, а также страны, с которыми исторически были налажены связи еще во времена СССР (Африка, Азия, Латинская Америка). По словам Бориса Деревягина, необходимо также активнее приглашать к обучению в российских вузах граждан Китая и Индии, которые сегодня являются одними из основных поставщиков иностранных студентов в университеты Европы и США. Например, из 10 млн китайских студентов только 30% обучаются на родине. Правда, ожидается, что Поднебесная также столкнется с проблемой демографического кризиса из-за программы ограничения рождаемости.

К ряду стран требуется индивидуальный подход – например, в Латинской Америке много своих вузов, в которых можно обучаться бесплатно. В то же время с этими странами можно было бы работать с целью привлечения студентов только в рамках программ подготовки магистров.

Не умеешь – научим

В рамках реализации «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» предполагается, что все проблемы можно решить благодаря государственной поддержке. К 2020 году доля курсов, читаемых на иностранных языках (прежде всего английском), должна достигнуть в российских вузах не менее 10%, за рубежом появится около 15 их филиалов и представительств, а инфраструктура, бытовые условия будут улучшены. И дальше в том же духе. Все это в итоге приведет к увеличению доли России на мировом рынке образовательных услуг с 2 до 7%, а в числе первых 100 университетов по международным рейтингам появится не менее 10 российских вузов.

Одна из основных целей программы – получение доходов. Планируется, что к 2020 году прибыль от экспорта образовательных услуг будет составлять 10% от объемов государственного финансирования. «Наличие иностранных студентов для современного вуза – это норма, – отмечает Владимир Тимонин, начальник Управления международного сотрудничества Московского государственного технического университета (МАМИ). – Это, конечно, и элемент престижа, но главным аргументом должна стать именно финансовая выгода. Ведь традиционно иностранные студенты платят за обучение больше российских. Значит, поступления в бюджет вуза с увеличением иностранного контингента увеличиваются. Конечно, чтобы это стало возможным, вузу необходимо содержать эффективную международную службу и тратить деньги на международную рекламу. Но, как показывает опыт, это себя оправдывает».

Сегодня стоимость обучения для них уже вплотную приблизилась к европейским расценкам и составляет $2–3 тыс. в год. То есть при увеличении числа иностранных студентов в 2,5 раза они смогут приносить системе высшего образования $550–800 млн. Только достичь этих цифр можно при условии, что вузам удастся удержать цены. Крайне сложная задача в условиях демографического кризиса. Не говоря уже о том, что ряд крупных зарубежных вузов сегодня заявляют о готовности предоставлять обучение за 1 тыс. евро в год, а некоторые программы читаются бесплатно. «В Европе, помимо бесплатных университетских программ, существуют различные фонды поддержки талантливых студентов, – рассказывает Владимир Филиппов. – У нас также для иностранцев есть бюджетные стипендии, количество которых в последние годы было увеличено, однако объемы поддержки все равно несопоставимы. Мы, например, чтобы поддерживать количество иностранных студентов, предоставляем им образовательные услуги по более низким ценам, чем студентам-контрактникам из России».

Обучить хотя бы министра

Прежде чем что-то получить, государству придется немало вложить, но проблему демографического кризиса решить, в любом случае, этим вряд ли удастся. Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг слишком сильна. Эксперты говорят, что развивать работу с иностранными студентами все равно нужно. «Работа с иностранными студентами решает многие другие задачи, – говорит Владимир Филиппов. – Прежде всего, это важно с точки зрения геополитики – например, среди наших выпускников много представителей мировой элиты, руководителей и министров стран Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, работа с иностранцами всегда стимулирует учебный процесс вуза – подтягивает его уровень обучения к международному». Работу по увеличению экспорта надо проводить вне зависимости от угроз демографического кризиса – он рано или поздно пойдет на спад. А вот от того, какое образование получили те, кто будут править миром в ближайшие десятилетия, будет по-прежнему зависеть очень много.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Четвертое, чему учит школа

News image

авторитарность школы. Учитель – бог. Ученики ждут, когда учитель скажет им что нужно делать. Даже в Вооруженных Силах ...

«Реформа» образования: учителя должны отговаривать школьнико

News image

Работаю я в неплохой школе, имею высшую учительскую категорию. Настало время переаттестации, и отправился я на курсы п...

Третье, чему учит школа

News image

отсутствие результата, безразличие к итогам работы. Представьте: ученик занят важным делом – пишет сочинение (в началь...

Виды обучения:

Что такое продуктивное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Современный экономический словарь говорит, что «продуктивность – это величина, характеризующая объем получаемого полез...

О РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

News image

Есть мнение, что любое обучение развивает. И это правда. Никто не сомневается, что детей лучше учить, чем не учить. Но...

Что такое эвристическое обучение? Инновационные методики обучения

News image

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и ра...

Авторизация