Образование - Современные технологии
Во всем мире в наши дни существует большой интерес к дистанционному обучению. Объективно это обусловлено техническим прогрессом, особенно развитием и использованием Интернет-технологий и ростом потребности людей в эффективном образовании. При этом с растущим динамизмом жизни связана потребность в мобильных учебных системах. Развитие и распространение интернета открывает новые перспективы дистанционного образования, обеспечивающие учащемуся как возможности, свойственные дневному обучению, так и целый ряд дополнительных, характерных для современных информационных технологий.
Среди технологических средств дистанционного образования на передний план выступают компьютерные технологии обучения. Электронные учебники постепенно вытесняют традиционные. С их применением удается организовать эффективную самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
При разработке электронных учебников нередко используют специальные педагогические программные системы. В мире существует более 300 программных систем такого рода. ( см. www.brandon-hall.com или в каталоге ссылок www.olavr.nm.ru/ links.dhtml). Почти в каждом открытом университете или центре дистанционного образования пытаются создать свою программную систему.
Организацию зарубежных программных систем дистанционного образования рассмотрим на примере платформы LearningSpace компании Lotus. Данный продукт был создан на основе результатов научных исследований, проведенных в институте компании Lotus (Lotus Institute), и опыта в разработке учебных программ, накопленного в отделе обучения Lotus (Lotus Education).
Основным преимуществом данной программной системы перед многими другими является акцент на групповое обучение. В этой модели выделены функции преподавателя, обеспечена возможность индивидуального подхода к каждому студенту, создано виртуальное пространство для совместной групповой работы с реализацией любых вариантов общения (студент — студент, студент — преподаватель). Программными системами преподавателю предоставляются следующие возможности. Преподаватель может создавать собственное информационное поле (содержание обучения). В качестве инструмента при создании учебных курсов можно воспользоваться самыми разнообразными приложениями и средствами, например, MS Office, Dreamwaver, Flash, HTML-страничками. Большим достоинством программной системы Lotus LearningSpace является поддержка самого распространенного в области дистанционного образования стандарта AICC, в котором содержимое учебного курса совместимо с программными системами для дистанционного образования.
Кроме того, программная система оснащена функцией Follow Me, с помощью которой преподаватель может управлять Web-браузерами обучаемых и при необходимости рекомендовать им обращение на другие Web-сайты. Преподаватель получает в свое распоряжение средства для одновременного планирования виртуальных семинаров для нескольких обучаемых, получая информацию о «присутствовавших» на этих семинарах по данным о регистрации.
Российская программная система дистанционного образования «ОРОКС 2.1» пригодна для создания учебных курсов по различным дисциплинам. Обучающие курсы предназначены для использования в локальных сетях при групповом компьютерном обучении, для самоподготовки, а также — при наличии удаленного доступа — для обучения, тестирования, контроля и управления учебным процессом. Возможно оперативное отслеживание успеваемости каждого слушателя, установление индивидуальных уровней сложности обучения, тестирование, прием зачетов и экзаменов как в локальной сети, так и через Internet.
Использование программных систем при разработке электронных учебников сопряжено с рядом проблем. Зарубежные средства создания дистанционных курсов дорого стоят или подразумевают дорогостоящую техническую поддержку фирмы-производителя. В них отсутствует возможность полной русификации интерфейса. Программные системы отечественного производства характеризуются ограниченными возможностями, что сдерживает разработку новых решений в оформлении электронных учебников. При использовании готовых программных систем возникает и проблема, касающаяся дистанционной реализации программ-тренажеров, предназначенных для обучения решению практических задач с их пошаговым разбиением и контролем правильности выполнения каждого шага. В существующих пакетах реализуется только тестовый вопрос — ответный контроль.
Преподавателю-разработчику курса дистанционного образования часто удобнее всего создание собственной программной системы обучения, поскольку он не «делает» деньги, а учит и хочет делать это красиво и по-современному. Именно такими целевыми посылками руководствовались сотрудники кафедры общей физикиГомельского государственного университета имени Ф. Скорины, создавая программную систему для компьютеров IBM PC. Данная программная система реализована на языке программирования Basic в операционной системе MS DOS. В настоящее время ведутся работы по ее модернизации с целью перехода на web-технологии и повышения эффективности восприятия учебного и методического материала за счет его визуализации. При модернизации программной системы используются язык разметки гипертекста HTML и язык математической разметки MathMl, а для оформления иллюстраций и анимации к учебнику — язык масштабируемой векторной графики SVG.
Читайте: |
---|