Так нужен или нет МВА?

Образование - Международные программы

так нужен или нет мва?

Программа MBA («Мастер делового администрирования») сегодня является одним из самых популярных направлений повышения образования в мире и России. От других она отличается тем, что носит в основном прикладной характер. Теория занимает не более 30% от всего процесса, а 70% учебного времени отводится под практические занятия. Наряду с этим MBA - еще и одна из наиболее противоречивых программ. Споры вокруг нее ведутся, прежде всего, по двум направлениям. Во-первых, где получить диплом МВА, во-вторых, насколько необходимы компаниям выпускники с таким образованием.

Российское или западное?
Ответить на первый вопрос – где получить МВА - можно с помощью ежегодных рейтингов школ всего мира, которые публикуются ведущими западными изданиями (например, Business Week, The Financial Times, Forbes и другие). Но большинство российских программ пока не попадают даже на последние строчки этих хит-парадов…
Леонид Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), утверждает, что «российские стандарты МВА очень консервативны, потому что сделаны под американские стандарты 60-х годов». По его мнению, российские школы не попадут в западные рейтинги до тех пор, пока их не обновят.
Существенным недостатком российского МВА является то, что если школы и специальности у нас аттестуются, то сами программы – нет. Может быть, именно поэтому преподавание часто ведется по устаревшим стандартам.
Впрочем, рейтинги – это вещь субъективная, есть и более серьезные «обвинения» в адрес российской системы бизнес-образования. Как отмечает директор департамента по персоналу страховой группы «КапиталЪ» Елена Витчак, оставляет желать лучшего и квалификация отечественных преподавателей: дают себя знать недостаточный уровень подготовки, отсутствие практических навыков, субъективизм оценок.
Леонид Евенко называет еще одну острую проблему: желая привлечь больше слушателей, многие школы рекламируют программы под общим названием «мини-МВА». Это, по его мнению, нечестный трюк. «Настоящая МВА – это свыше 1000 часов занятий, а по новым требованиям - и все 1500, причем добрая половина этого времени – самостоятельная работа, а «мини» – не более 500 часов», - считает Л. Евенко.
В результате, по словам Татьяны Голубченко, консультанта кадрового центра «ЮНИТИ», «многие работодатели понимают, что МВА МВА - рознь. Однако не стоит думать, что российское бизнес-образование никуда не годится. У нас уже научились готовить специалистов высокого уровня, но это касается лишь нескольких ведущих высших школ. Поэтому работодатели смотрят не только на сам диплом, но и на то, где он получен. Ценятся выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В. Плеханова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ».
Однако значит ли все вышесказанное, что учиться бизнес-управлению надо на Западе? У него также есть своя «специфика». «Степень MBA, полученная за границей, не только не помогает, но даже вредит менеджеру, когда он начинает работать в России. Ведь у него формируются жесткие стереотипы относительно того, что является добром, а что — злом, и их уже очень трудно переломить», - уверен Денис Стребков, начальник отдела маркетинга компании «Атон-Лайн» (интернет-брокер).
Эксперты отмечают, что российский бизнес последнего десятилетия в большинстве своем — это бизнес предпринимательский, что подразумевает поиск и реализацию новых возможностей. А западные бизнес-школы учат регулярному менеджменту, направленному на стабильное эволюционное развитие. Предпринимательство, предполагающее риски, не рассматривается в рамках программы. Иностранные практические занятия рассчитаны на управление процессами, которые уже устоялись, а в России пока идут постоянные изменения.
«Западные МВА адаптированы под западный менталитет. Поэтому изучать курс на Западе есть смысл только в том случае, если потом предстоит работа за рубежом. Тем, кто планирует работать в России, российская программа MBA полезнее», - резюмирует Президент «Лиги выпускников МВА» Юрий Тазов.

МВА: достоинство или недостаток?
В настоящее время в России существуют такие программы MBA, как «финансовый менеджмент», «банковский менеджмент», «корпоративные финансы», «логистика», «корпоративное управление» и др. Какие преимущества дает бизнес-образование выпускникам?
По словам Юрия Тазова, топ-менеджеры высшего звена стремятся получить диплом «мастера», чтобы расширить кругозор и получить практические навыки управления, менеджеры среднего звена - чтобы повысить свою ценность и обрести право претендовать на более высокие зарплаты. Кроме того, в числе приоритетов называется желание систематизировать знания и получить новые связи.
А вот чего точно не стоит делать, так этот приобретать диплом ради самого факта его наличия. Юлия Винча, консультант кадрового центра «ЮНИТИ», отмечает, что «в случае с МВА важна не сама «корочка», а качественное наложение теории на практику. Ведь изначально эта система образования создавалась именно для тех людей, которые имеют практический опыт, хотят его систематизировать, а также получить новые знания. Во время переговоров с соискателями я всегда пытаюсь понять, для чего был получен этот диплом: только для увеличения своей стоимости на рынке труда или специалист действительно стремится реализовать себя профессионально».
Не секрет, что одна из задач, которую ставят себе люди, получая бизнес-образование, - это повышение зарплаты. Этот факт всё чаще пугает руководителей, многие из которых считают такие требования не всегда обоснованными.
Выпускник МВА, заместитель директора научно-производственного объединения «Унихимтек» Максим Саков говорит, что «есть процент работодателей, которые принципиально не берут в ряды своих сотрудников выпускников МВА. Они убеждены, что все учатся только для того, чтобы требовать более высокую зарплату, чем заслуживают на самом деле».
Между тем, по результатам опроса проекта BEGIN компании Begin Group, проведенного среди студентов бизнес-школ в прошлом году, основными целями получения степени МВА в России являются: приобретение новых знаний и систематизация уже имеющихся (81 и 41% соответственно), развитие карьеры (62%) и увеличение дохода (41%).
На сегодняшний день отношение работодателей к обладателям диплома меняется, переходя от «священного трепета» середины 90-х к практическому анализу тех выгод для бизнеса, которые может дать выпускник программы.
Елена Мурашова, директор по персоналу корпорации «Эконика» (производство и продажа обуви), отмечает: «Наличие степени МВА при приеме на работу дает соискателю дополнительное преимущество, поскольку свидетельствует о его целеустремленности, желании профессионально расти, развиваться и получать новые знания».
Эксперты «ЮНИТИ» также считают, что для работодателя диплом МВА - это свидетельство целеустремленности человека, официальное признание его хорошим специалистом в своей области, который может квалифицированно принимать управленческие решения. Но не стоит забывать, что кроме диплома МВА рассматриваются и другие составляющие: личностные качества, опыт работы и прочее.
Александр Костиков, директор по связям с общественностью ОАО «Лебедянский» (производство натуральных соков), рассказывает: «Среди претендентов на должность начальника коммерческой службы мы рассматривали кандидатов с дипломом МВА, но они не были объективно сильнее тех, у кого такой диплом отсутствовал. Мы не считаем наличие диплома МВА весомым аргументом в пользу кандидата, для нас гораздо важнее квалификация и способность вписаться в команду».
Близкую точку зрения высказывает и Алла Гридасова, директор по персоналу торговой компании Dirol Cadbury: «Что касается кандидатов со степенью МВА, то у меня на этот счет нет однозначного мнения. Естественно, бизнес-образование расширяет картину мира, дает понимание бизнес-процессов, но для руководителя нужен еще и опыт управления, и жизненная мудрость, и эмоциональный интеллект, и культура. Когда мы говорим о топ-менеджерах, мы должны иметь в виду лидерство, и в этом случае только диплома МВА недостаточно. При прочих равных условиях МВА – это, конечно, плюс, но просто отдавать предпочтение человеку только за то, что у него есть такой диплом, было бы неправильно. Для меня приоритетами являются знания соискателя, его опыт, деловые качества, система ценностей и отношений. То есть МВА – это хорошо, nice to have, но недостаточно».

Интерес к МВА в России растет. Повышаются требования к качеству отечественных образовательных программ. И не приходится сомневаться, что у МВА в нашей стране есть перспективы. Так же, как и у обладателей дипломов. Но об этом можно говорить лишь в том случае, если для специалистов МВА станет не синонимом материальной выгоды, а лишь одной из составляющих собственного самосовершенствования и движения вперед.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Диагностика тревожности

News image

Было проведено углубленное психологическое обследование детей, характеризующихся высокой школьной тревожностью и устой...

Учитесь за границей бесплатно

News image

Чтобы учиться за рубежом, необязательно выкладывать десятки тысяч долларов из своего кармана. Деньги на учебу можно по...

Коррекция поведения

News image

В соответствии со сказанным главными направлениями психокоррекционной работы с тревожными учащимися являлись следующие...

Виды обучения:

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики обучения

News image

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души;...

Что такое эвристическое обучение? Инновационные методики обучения

News image

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и ра...

Авторизация