Идеи Послания ближе к точке зрения педагогов, а не чиновников от образования

Образование - Образовательные программы

идеи послания ближе к точке зрения педагогов, а не чиновников от образования

Учитывая традиции Посланий президента, трудно было ожидать, что Дмитрий Медведев уделит столь большое внимание вопросам образования и, прежде всего, развития средней школы. Но произошло именно так: Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена Правительством , – объявил президент. Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива Наша новая школа , сказал Медведев.

Пяти направлениям этой новой школы президент уделил особое внимание.

Первое направление – возможность для детей раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этому должно способствовать новое поколение образовательных стандартов.

Второе – разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Третье – система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Четвёртое – изменение самого облика школ, как по форме, так и по содержанию. Как сказал президент, российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова .

Наконец, пятое – формирование в школе здоровья человека на всю последующую жизнь.

Россия тратит на образование 3,5% ВВП, а, например, Европа – 7–8%

Разумеется, представители Минобра и Российской академии образования сразу же заявили, что готовы чуть ли не на следующий день воплотить инициативы президента в жизнь. Так, в министерстве утверждают, что новая программа уже разработана и вот-вот заработает. Пресс-служба Минобра заверила журналистов: Новая стратегия развития образования будет утверждена в ближайшее время, она неоднократно обсуждалась и в министерстве, и в Думе .

Николай Никандров, президент Российской академии образования, являющейся основным разработчиком проекта новых стандартов для общеобразовательной школы, также заверил: Новые государственные образовательные стандарты в первых классах всех российских школ будут введены уже в 2009 году .

Здесь надо сделать одно замечание: новые стандарты для общеобразовательной школы должны согласно давно уже составленным планам вводиться в 2010 году, а для первоклассников – именно в 2009 году. Так что, на самом деле, глава РАО обещает лишь то, что и так укладывается в запланированные сроки. Вопрос здесь в другом: Медведев заявил о необходимости разработки в сжатые сроки нового поколения образовательных стандартов. Можно ли отнести подготовленные РАО стандарты к тому новому поколению, о котором говорил президент?

Еще больше вопросов вызывают заявления министерства образования. Независимые эксперты (увы, почти все они – оппоненты чиновников) утверждают, что стратегия до сих пор не прописана и ее никто не видел в глаза . Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, стойкий борец с ЕГЭ, заявил: В стратегии Россия-2020 есть некоторые пункты, касающиеся образования. Но это общий документ, который серьезно обсуждался в Госдуме. А что касается стратегии развития образования, то такого документа никто из образовательного сообщества не видел. Может быть, он и лежит где-то в сейфе у Фурсенко, но широкого обсуждения не было .

Разумеется, у самого Комкова, как и у многих других экспертов в этой области есть предложения по поводу того, какие направления развития системы образования могут быть избраны в качестве приоритетных. Более того, они, вполне возможно, устроили бы президента Медведева. Но вот чиновников Минобра они точно не устроят, поскольку одним из первых пунктов в этих предложениях стоит отмена ЕГЭ и прекращение всякого рода сомнительных экспериментов над учащимися и студентами.

Вообще, надо сказать, что позиции, высказанные в Послании, оказываются ближе именно к точке зрения педагогов, а не чиновников от образования.

Совсем недавно Андрей Фурсенко обрушивался с яростными филиппиками в адрес учителей, их высоких материальных запросов и невысокой отдачи. И вдруг, на тебе, президент считает систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации одним из основных направлений развития школы.

В свое время на стене центральной, ленинской аудитории Московского государственного пединститута были выбиты слова вождя революции: Советский учитель поставлен у нас на такую высоту, на которой он не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе . Вот уже нет советской власти, вот уже у нас опять буржуазное общество, а высоту, которую должен занимать учитель, успешно занимают чиновники, часто не имеющие понятия о реальных проблемах образования, но уверенные в своем праве руководить, поучать и получать за это больше, чем школьные педагоги.

Сможет ли воля президента сломать этот противоестественный порядок? Не знаю. Но радует уже то, что о разрушительной деятельности бюрократического аппарата Медведев говорил в своем послании достаточно много.

Между прочим, к вопросу о материальной поддержке образования стоит добавить: Россия тратит на образование 3,5 % ВВП, а, например, Европа – 7–8 %. Стоит ли удивляться, что наше образование так низко котируется за рубежом?

Школа живет и развивается делами тех подвижников, поддерживать которых и призвал президент

Наконец, последнее. Первым направлением развития школы президент назвал возможность для детей раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире . Эту идею не одно десятилетие старались воплотить в жизнь наши лучшие педагоги. Они начинали еще в советской школе и оказались в центре внимания в годы перестройки. Увы, сегодня эти люди уходят из жизни, оставляя свои школы на растерзание апологетам ЕГЭ и других прелестей нынешней идеологии Минобра.

Их школы сегодня необходимо сохранить, а их идеи, пусть они кому-то и покажутся в чем-то спорными, распространить. Пусть даже те учителя, те директора школ, кто никогда не пойдет по стопам Александра Тубельского или Анатолия Пинского, не станет последователем идей Симона Соловейчика и других (всех перечислить в этой статье просто невозможно), знают о том, что предлагали эти люди: вдруг да поможет. А тем, кто продолжает их дело, необходимо оказать поддержку, поскольку школа живет отнюдь не приказами Минобра или распоряжениями соответствующих региональных департаментов. Она живет и развивается делами тех подвижников, поддерживать которых и призвал президент России. Дай-то Бог, чтобы его призыву вняли те, кому по должности положено это делать.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Школьная тревожность

News image

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренне...

Нормативная база РФ

News image

Внимательно изучите законы РФ Об образовании , положение об экстернате, и постановление Правительства Москвы Об орга...

Школьное образование во Франции

News image

Получение среднего образования во Франции носит не только познавательную функцию, но и приобщает учащегося к сов...

Виды обучения:

Основные виды обучения в современной дидактике и пути ихсовершенствования

News image

В практике работы образовательных учреждений сложилисьотносительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обу...

Альтернативное обучение

News image

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет...

Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики обучения

News image

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души;...

Авторизация