Идеи Послания ближе к точке зрения педагогов, а не чиновников от образования

Образование - Образовательные программы

идеи послания ближе к точке зрения педагогов, а не чиновников от образования

Учитывая традиции Посланий президента, трудно было ожидать, что Дмитрий Медведев уделит столь большое внимание вопросам образования и, прежде всего, развития средней школы. Но произошло именно так: Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена Правительством , – объявил президент. Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива Наша новая школа , сказал Медведев.

Пяти направлениям этой новой школы президент уделил особое внимание.

Первое направление – возможность для детей раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этому должно способствовать новое поколение образовательных стандартов.

Второе – разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Третье – система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Четвёртое – изменение самого облика школ, как по форме, так и по содержанию. Как сказал президент, российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова .

Наконец, пятое – формирование в школе здоровья человека на всю последующую жизнь.

Россия тратит на образование 3,5% ВВП, а, например, Европа – 7–8%

Разумеется, представители Минобра и Российской академии образования сразу же заявили, что готовы чуть ли не на следующий день воплотить инициативы президента в жизнь. Так, в министерстве утверждают, что новая программа уже разработана и вот-вот заработает. Пресс-служба Минобра заверила журналистов: Новая стратегия развития образования будет утверждена в ближайшее время, она неоднократно обсуждалась и в министерстве, и в Думе .

Николай Никандров, президент Российской академии образования, являющейся основным разработчиком проекта новых стандартов для общеобразовательной школы, также заверил: Новые государственные образовательные стандарты в первых классах всех российских школ будут введены уже в 2009 году .

Здесь надо сделать одно замечание: новые стандарты для общеобразовательной школы должны согласно давно уже составленным планам вводиться в 2010 году, а для первоклассников – именно в 2009 году. Так что, на самом деле, глава РАО обещает лишь то, что и так укладывается в запланированные сроки. Вопрос здесь в другом: Медведев заявил о необходимости разработки в сжатые сроки нового поколения образовательных стандартов. Можно ли отнести подготовленные РАО стандарты к тому новому поколению, о котором говорил президент?

Еще больше вопросов вызывают заявления министерства образования. Независимые эксперты (увы, почти все они – оппоненты чиновников) утверждают, что стратегия до сих пор не прописана и ее никто не видел в глаза . Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, стойкий борец с ЕГЭ, заявил: В стратегии Россия-2020 есть некоторые пункты, касающиеся образования. Но это общий документ, который серьезно обсуждался в Госдуме. А что касается стратегии развития образования, то такого документа никто из образовательного сообщества не видел. Может быть, он и лежит где-то в сейфе у Фурсенко, но широкого обсуждения не было .

Разумеется, у самого Комкова, как и у многих других экспертов в этой области есть предложения по поводу того, какие направления развития системы образования могут быть избраны в качестве приоритетных. Более того, они, вполне возможно, устроили бы президента Медведева. Но вот чиновников Минобра они точно не устроят, поскольку одним из первых пунктов в этих предложениях стоит отмена ЕГЭ и прекращение всякого рода сомнительных экспериментов над учащимися и студентами.

Вообще, надо сказать, что позиции, высказанные в Послании, оказываются ближе именно к точке зрения педагогов, а не чиновников от образования.

Совсем недавно Андрей Фурсенко обрушивался с яростными филиппиками в адрес учителей, их высоких материальных запросов и невысокой отдачи. И вдруг, на тебе, президент считает систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации одним из основных направлений развития школы.

В свое время на стене центральной, ленинской аудитории Московского государственного пединститута были выбиты слова вождя революции: Советский учитель поставлен у нас на такую высоту, на которой он не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе . Вот уже нет советской власти, вот уже у нас опять буржуазное общество, а высоту, которую должен занимать учитель, успешно занимают чиновники, часто не имеющие понятия о реальных проблемах образования, но уверенные в своем праве руководить, поучать и получать за это больше, чем школьные педагоги.

Сможет ли воля президента сломать этот противоестественный порядок? Не знаю. Но радует уже то, что о разрушительной деятельности бюрократического аппарата Медведев говорил в своем послании достаточно много.

Между прочим, к вопросу о материальной поддержке образования стоит добавить: Россия тратит на образование 3,5 % ВВП, а, например, Европа – 7–8 %. Стоит ли удивляться, что наше образование так низко котируется за рубежом?

Школа живет и развивается делами тех подвижников, поддерживать которых и призвал президент

Наконец, последнее. Первым направлением развития школы президент назвал возможность для детей раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире . Эту идею не одно десятилетие старались воплотить в жизнь наши лучшие педагоги. Они начинали еще в советской школе и оказались в центре внимания в годы перестройки. Увы, сегодня эти люди уходят из жизни, оставляя свои школы на растерзание апологетам ЕГЭ и других прелестей нынешней идеологии Минобра.

Их школы сегодня необходимо сохранить, а их идеи, пусть они кому-то и покажутся в чем-то спорными, распространить. Пусть даже те учителя, те директора школ, кто никогда не пойдет по стопам Александра Тубельского или Анатолия Пинского, не станет последователем идей Симона Соловейчика и других (всех перечислить в этой статье просто невозможно), знают о том, что предлагали эти люди: вдруг да поможет. А тем, кто продолжает их дело, необходимо оказать поддержку, поскольку школа живет отнюдь не приказами Минобра или распоряжениями соответствующих региональных департаментов. Она живет и развивается делами тех подвижников, поддерживать которых и призвал президент России. Дай-то Бог, чтобы его призыву вняли те, кому по должности положено это делать.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Квалификация родителя как учителя и друзья в школе

News image

Естественно то, что все учителя в школе имеют высшее педагогическое образование и имеют определенную специализацию в о...

Проблемы современной школы

News image

Ребенок, поступая школу, переходит в новую для него жизнь, попадает в новое общество, в котором предстоит формироватьс...

Как выбрать профессию

News image

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем вам быть. Кто-то в детстве мечтал стать космонавтом, а кто-то ...

Виды обучения:

Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики обучения

News image

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души;...

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на разви...

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Авторизация