То, что студенты не посещают лекции и семинары – это факт и это действительно проблема, которую исследуют, и уже зафиксированы некоторые закономерности.
Чтобы установить причины снижения успеваемости студентов, а также низкой посещаемости ими лекционных занятий, было проведено анкетирование.
В анкетировании приняли участие студенты государственных и коммерческих вузов в общем количестве 194 человека. Следует отметить, что в результате анализа анкетирования была установлена разница колебаний ответов студентов, которые учатся в государственных и коммерческих вузах, она составила 2%.
Во-первых, не-посещаемость зависит от того, на каком курсе учится студент. И этому есть логичное объяснение. Первокурсники сталкиваются с проблемой адаптации к новым условиям обучения. На втором курсе возможны проблемы со сверстниками и однокурсниками. На третьем курсе студенты «устают» от учебы из-за большого количества изучаемых предметов, часто возникает снижение мотивации к получению знаний, а также разочарование в выбранной профессии. Студенты, которые учатся на четвертом курсе, ищут дополнительный доход, совмещая учебу и работу.
А теперь о результатах анкетирования.
1. Среди всех опрошенных 42% (82 студента) посещают занятия каждый день. Регулярно посещают пары (менее 3-х пропусков по предмету) 44% респондентов (85 человек). Ходят только на практические занятия 18% студентов второго курса (18 человек). В силу различных обстоятельств 3% опрошенных (в количестве 5 человек) пропускают несколько занятий в неделю. 2% опрошенных (4 человека) отказываются посещать определенный предмет, потому как он им просто неинтересен.
2. 25% опрошенных студентов заявили, что пропускают пары по причине болезни. Они не относятся к разряду «должников», а в единичных случаях имеют 1-2 долга.
15% (29 студентов) объясняют свои пропуски параллельной занятостью на работе, причем среди них: 9% (то есть 6 человек) не имеют долгов по учебным предметам, им удается удачно совмещать работу и учебу.
17% пропускающих занятия (11 человек) отмечают, что их нерегулярное появление на парах можно объяснить неудачным или нестабильным расписанием, что является причиной плохого самочувствия, просыпания и пропусков по непонятным причинам.
14% опрошенных (26 человек) связывают свое отсутствие на занятиях с транспортными проблемами, неотложными делами, отсутствием интереса к предметам, ленью, а также холодом в лекционных аудиториях (30% или 56 студентов).
12% студентов, которые пропускают пары (23 человека), находят другие причины для объяснения: проживание в другом населенном пункте (3% или 6 человек), возможность переписать лекцию 2% (3 студента), личные обстоятельства 1% (2 человека), а 6% опрошенных (10 человек) предпочли не отвечать.
3. Что же нужно сделать для того, чтобы увеличить посещаемость лекций и практических занятий студентами? На этот вопрос были получены следующие ответы:
Для 29% студентов стимулом к посещению занятий стали бы премиальные баллы по факту посещения ими этих же занятий. Этот ответ преимущественно дали те студенты, которые совмещают работу и учебу.
16% опрошенных желают, чтобы лекции были более интересными и «живыми», потому как монотонная диктовка материала под запись значительно снижает интерес к предмету.
15% студентов думают, что посещаемость лекций и семинарских занятий будет более высокой, если производить регулярный контроль посещаемости.
7% респондентов думают, что нужно стать более ответственными, бороться с собственной ленью, и тогда посещаемость точно увеличится.
6% отметили, что хорошего посещения занятий можно достичь в том случае, если производить проверочные опросы по материалу лекции. Это повысит интерес студентов к излагаемому материалу, увеличит количество оценок, будет способствовать получению экзамена по предмету «автоматом».
5% проголосовали за стабильное ежедневное расписание занятий.
2% опрошенных даже не знают, что может побудить студента лучше посещать пары.
1% думают, что преподаватели должны быть более благосклонными к студентам.
1% студентов считают, что бесплатные обеды – залог 100%-й посещаемости.
4. 34% опрошенных студентов считают, что никаких помех к получению образования у них нет (это те студенты, которые не пропускают занятия и не имеют долгов).
45% респондентов честно признаются, что главная причина неуспеваемости по учебе – это их собственная лень.
7% студентов (среди которых есть и должники и те, у кого долгов не наблюдается) винят преподавателей, которые:
Не хотят помогать по своему предмету;
Поздно предоставляют экзаменационные билеты;
Относятся к студентам со злостью;
Тихо и невнятно читают лекционный материал.
9% учащихся отмечают, что им мешает их личная жизнь.
5% респондентов жалуются на нехватку учебников.
5. Что касается нынче действующего процесса обучения, то он устраивает преимущественно всех студентов, которые приняли участие в опросе. Однако небольшие замечания все-таки есть:
В основном студентов не устраивает неудобное расписание занятий, а также чередование смен обучения. Опрошенные отмечают, что гораздо удобнее было бы, чтобы занятия проходили в одно и то же время. В этом случае студенты, которые работают, не пропускали бы пар.
Также студенты хотели бы, чтобы лекции были более интересными, побуждали к живой дискуссии и обсуждениям.
Некоторым студентам не нравится быстрый темп лекции, а также продолжительность занятий.
Множество студентов хотят видеть мультимедийное сопровождение лекций. Это повысило бы интерес к материалу и способствовало бы лучшему его усвоению.
Читайте: |
---|