Образование, Интернет и информационные технологии

Образование - Современные технологии

образование, интернет и информационные технологии

Информация всегда играла в жизни человечества весьма значительную роль. Однако в середине 20 века в результате экономического прогресса и бурного развития науки и техники роль информации и информационных технологий неизмеримо возросла. Кроме того, произошло лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название информационного взрыва.

Начало же нового тысячелетия это начало эпохи выхода на первый план в жизни общества науки, человеческого капитала, информационного сектора и информационных технологий. Меняются структура факторов конкурентоспособности фирмы. Главную роль начинает играть информационная система организации, и система управления знаниями. Естественно, что роль образования в жизни общества и в экономике неуклонно повышается

Парадоксом является тот факт, что по степени использования информационных технологий сфера образования является одной из самых отстающих. Работа преподавателя и ученого, связанна с знаниями и обработкой информации, как никакая другая, но информатизация проникает в лишь процесс учета успеваемости студентов, в процесс управления библиотечным фондом и проявляется в построении компьютерных студенческих классов. А непосредственная работа преподавателя, такая как подготовка лекций, взаимодействие со студентами, научная деятельность, в большинстве случаев остается традиционной. Правительством России инициируются определенные программы по информатизации, финансируются информационные проекты и т.п., но пока в работе даже ведущих ВУЗов применение высоких технологий весьма ограничено.

Как же могут повлиять на эффективность образовательного процесса информационные технологии? Можно выделить следующие направления информатизации образования:

1.Повышение квалификации студентов в области работы с информационными технологиями.

Необходимость развития данного направления обусловлена тем, что владение информационными технологиями являются необходимым навыком для поддержки конкурентоспособности будущих специалистов, то есть для их дальнейшего трудоустройства. Кроме того, владение информационными технологиями позволит повысить эффективность самообразования студентов и даст им возможность реализовать себя в процессе обучения.

Для развития данного направления необходимы следующие действия:

увеличение количества учебных занятий по информационным технологиям

занятия должны идти вплоть до окончания ВУЗа, поскольку, изучив информатику на первом курсе, к окончанию обучения студент начинает понимать, что его познания в этой области безнадежно устарели.

должны изучаться не только базовые технологии, такие как текстовые и табличные редакторы, операционные системы и Интернет, но и технологии специфичные для специальности и способы их применения в работе организации

обучение должно быть направленно не только на умение пользоваться технологиями, но также на понимание их роли в бизнес-процессах фирмы, и влияния на их эффективность.

Препятствиями реализации вышеперечисленных задач, являются следующие проблемы:

нехватка финансирования для создания компьютерных классов

нехватка преподавателей по информационным технологиям, особенно по их прикладному использованию в работе

отношение к информационным технологиям как к чисто технической дисциплине, которая является второстепенной.

2.Создание электронных информационных ресурсов для студентов

Создание данных ресурсов должно привести к экономии времени студентов на получения необходимой информации, особенно студентов заочно и ускоренной формы обучения, которым недоступны библиотеки ВУЗа.

Для этого необходимо:

создание электронных ресурсов кафедрами, факультетами и ВУЗом и размещение на них необходимой информации. Это можно реализовать как с помощью Интернет – технологий, так и путем организации внутренней сети. Первый путь предпочтительнее, так как он делает доступ у информации проще.

перевод в электронный вид учебников, пособий, методических указаний и т.п.

создание мультимедийных учебников, сочетающих в себе как текстовый, так и видео и аудиоматериал. Их преимущество заключается в удобстве поиска информации и дешевизне распространения.

Здесь можно выделить следующие проблемы:

непонимание важности данного вопроса и неумение пользоваться информационными технологиями преподавателей и руководства ВУЗа

проблема защиты авторских прав

нежелание бесплатно выкладывать для общего пользования материал, который является коммерческим

нежелание финансировать подобные проекты

боязнь делиться со студентами лекциями, так как после этого ценность лектора может уменьшиться, и, соответственно

3.Использование информационных технологий при ведении лекций и семинаров.

Главными мотивами для этого являются:

использование зрительного восприятия

экономия времени на представление визуального материала (графики, таблицы и т.п.) и повышение их качества

повышение интереса к лекциям со стороны студентов, так как использование видеоматериалов, аудиозаписей сделают занятия разнообразней.

Для реализации данных задач необходимо использование проекционного оборудования, а также создание видео и аудиоматериалов.

Этим нововведениям мешают следующие проблемы:

непонимание важности данного вопроса и неумение пользоваться информационными технологиями преподавателей и руководства ВУЗа

нехватка финансирования, так как проекционное оборудование и само создание мультимедийных материалов является дорогостоящим.

4.Внедрение дистанционного обучения, как отдельной формой образования, наряду с очной, заочной, ускоренной.

Данная форма обучения распространяется все быстрее, вследствие следующих ее преимуществ:

независимость от местонахождения студента и ВУЗа, так как инфраструктура для Интернет проникает в самые отдаленные и отсталые регионы страны.

дешевизна обучения как для студента и для ВУЗа

возможность обучения без отрыва от производственной деятельности

Но и здесь присутствуют определенные проблемы:

трудность контроля за знаниями студента

необходимость создания необходимого учебно-методического материала и нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс

5.Автоматизация процесса организации обучения (система деканат)

Преимущества от автоматизации:

экономия времени на выполнение рутинных операций по учету и контролю учебного процесса и успеваемости студентов

получение оперативной и точной информации об учебном процессе для принятия решений руководством ВУЗа

Способы решения вопроса:

создание автоматизированной системы учета и контроля

Проблемы

отсутствие регламента работы деканатов

отсутствие стандартов отчетности, документов

6.Использование информационных технологий в продвижении услуг ВУЗа. Расширение рекламной деятельности учебных заведений в среде Интернет является необходимым, поскольку:

неуклонно увеличивается количество Интернет-пользователей, особенно среди молодых людей.

Интернет-ресурсы обладают большей информативностью и динамичностью относительно других рекламных каналов и пользуются большим доверием у потенциальных студентов, поступающих в ВУЗ

с точки зрения себестоимости донесения информации до абитуриента, данный способ является значительно дешевле традиционных рекламных каналов.

Единственным способом решения данного вопроса является создание сайтов факультетов, и использование контекстной рекламы при продвижении образовательных услуг.

Главной и, по-моему, единственной проблемой здесь является непонимание руководством роли Интернет в образовательном маркетинге. Еще одной ошибкой, допускаемой руководством учебного заведения или факультета, является поручение создания проекта сайта техническому специалисту или студентам. Необходимо осознавать, что сайт – это серьезный инструмент маркетинга и поручать его разработку профессионалам.

7.Повышение квалификации преподавательского состава

Необходимость повышения квалификации является неоспоримой, так как повышение качества работы преподавателя за счет внедрения им информационных технологий в учебный процесс является необходимым. Кроме того, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности преподавательского состава, повышение качества подготовки преподавателей за счет использования Интернет-технологий является весьма актуальным.

Для решения данной проблемы возможна организация курсов повышения квалификации, либо самообразование работников.

Проблемой здесь, как и для многих других направления, является непонимание руководством роли информационных технологий в процессе подготовки преподавателя к занятиям, а также нехватка средств на организацию курсов.

8.Создание глобального информационного пространства для научной деятельности.

Развитие данного направления позволит дать доступ к научным трудам ученого другим исследователям, работающим в данном направлении, обменятся мнениями, наладить контакты. Также, создание единого научного пространства приведет к повышению индекса цитирования ученого.

Для решения данного вопроса необходимо:

создание кафедрального Интернет-сайта

размещение научных трудов исследователей на сайте в открытом доступе для всех желающих

создание личной странички для каждого исследователя. Страница будет визитной карточкой ученого, а также интерфейсом для его взаимодействия с научным миром.

Проблемами здесь является:

отсутствие сайта кафедры

непонимание исследователем возможностей Интернет

публикация работ в сети Интернет приведет к повышению ответственности авторов за свои труды.

9.Создание системы доступа студентов к преподавателям 24 часа в сутки независимо от местоположения.

Достоинствами подобной системы являются:

индивидуальный подход к студентам

экономия времени студентов на налаживание контакта с преподавателем

экономия времени преподавателей на донесение информации студентам

Для решения данного вопроса необходимо создание преподавателями личных страничек либо в виде самостоятельных сайтов, либо используя сервисы блогов, либо создание их на кафедральном сайте.

Проблемы внедрения подобной системы:

низкий уровень владения информационными технологиями преподавателем

незаинтересованность преподавателя

Наиболее слаборазвитыми направлениями из вышеперечисленных являются последние:

создание глобального информационного пространство для ученых.

создание системы доступа к преподавателям 24 часа в сутки независимо от местоположения.

повышение квалификации преподавательского состава

Главное, это осознание государственными органами власти, а также руководством ВУЗов данных проблем. Пока упор делается на техническое оснащение, что само по себе позитивный фактор, но необходимо понимать, что компьютеры, сети и т.п. всего лишь инструмент. Основная работа по информатизации высшей школы должна заключатся в достижении понимания преподавателями влияния информационных технологий и средств коммуникаций на образовательный процесс.

Если подняться с уровня отдельной кафедры и учебного заведения на уровень общероссийского рынка образовательных услуг и уровень развития научной деятельность в стране в целом, то можно увидеть следующее: назрела необходимость в создании портала федерального масштаба посвященного вопросам высшей школы, а также социальной сети для ученых и преподавателей, позволяющих создать единое информационное пространство для исследователей. Данные информационные сервисы позволят сделать более прозрачными направления исследований, наладить обмен опытом и предоставить возможность для бизнеса использовать научные знания.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Квалификация родителя как учителя и друзья в школе

News image

Естественно то, что все учителя в школе имеют высшее педагогическое образование и имеют определенную специализацию в о...

Как выбрать профессию

News image

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем вам быть. Кто-то в детстве мечтал стать космонавтом, а кто-то ...

Минусы Модели-минус

News image

Трудно найти человека, который, посещая школу, хотя бы раз не услышал слова характеристика по своему или чужому адре...

Виды обучения:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

News image

Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных часте...

Что такое эвристическое обучение? Инновационные методики обучения

News image

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и ра...

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

News image

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на разви...

Авторизация