Каким становится образование? Компетентностный подход

Образование - Образование в России

каким становится образование? компетентностный подход

Система образования в России кардинально меняется. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Вводятся кредитные единицы (временные затраты). Обучение в школах и в университетах ставит учащегося в центр интересов. Ученик становится более активным в образовательном процессе (используются проектные формы обучения, моделирования, различные игры).

Ученые и педагоги стремятся решить проблемы, которые возникают в связи с новыми переменами. Решением многих проблем становитсякомпетентностный подход.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

Какие же это принципы?

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2.Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимосоздавать условиядля формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однакоглавная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Компетентностный подход строится на необходимых компетенциях, которыми должен обладать учащийся, т.е. общекультурными и профессиональными компетенциями.

Этот подход акцентирует внимание нарезультате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Акцент делается на деятельностном содержании, на том, какими способами обучать.

Компетенции – это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых ученик может действовать самостоятельно. Также он зависит от возможных способов деятельности, которыми владеет учащийся, и от предпочтений в выборе одного из этих способов.

Что касается школьного обучения, то здесь компетенции понимаются в следующих формах. Ученик должен быть способен эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Он должен уметь решать проблемы, которые являются актуальными для школьников. Ученику необходимо принимать самостоятельные решения и способы реализации этих решений, а также самостоятельно оценивать полученные результаты.

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Вот только сможет ли новое образование переломать изжившую себя систему и реализовать эти принципы не только на бумаге, но и в стенах школ и университетов? Время покажет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Коррекция поведения

News image

В соответствии со сказанным главными направлениями психокоррекционной работы с тревожными учащимися являлись следующие...

Финансовый вопрос

News image

В школе стоимость обучения обычно фиксированная (ну или хотя бы можно посчитать ориентировочную стоимость учебников (е...

Одаренный, неспособный, неуспевающий

News image

Высказанная выше гипотеза является альтернативой идее, что существует прямая зависимость между уровнем успеваемости и ...

Виды обучения:

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

News image

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. В...

Неформальное и формализованное образование

News image

Во избежание путаницы следует сказать, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному. Историч...

О РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

News image

Есть мнение, что любое обучение развивает. И это правда. Никто не сомневается, что детей лучше учить, чем не учить. Но...

Авторизация